Основы развития контроля качества аудиторской деятельности: проблемы и некоторые решения
Прежде всего следует утвердить официальный перевод на русский язык текста МСА и ввести эти акты в правовое поле. Обеспечить свободный и бесплатный доступ к утвержденному тексту МСА всему профессионально сообществу. Кроме того, необходимо провести сравнительный анализ основных положений МСА и национальных стандартов (ФСАД и ФПСАД), сложившейся национальной практики аудита. Требования… Читать ещё >
Основы развития контроля качества аудиторской деятельности: проблемы и некоторые решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И НЕКОТОРЫЕ РЕШЕНИЯ
Совершенствование стандартов аудита является важнейшим направлением реформирования всей системы аудиторской деятельности. Данный вопрос особенно актуален для профессионального аудиторского сообщества в связи с активизацией внешнеэкономической деятельности, инвестиционного сотрудничества российских хозяйствующих субъектов, поскольку введение МСА обеспечит унификацию национальной аудиторской практики с мировой практикой аудиторской деятельности, будет способствовать росту доверия к результатам работы аудитора.
аудит стандарт унификация Ключевые слова: контроль качества, аудиторская деятельность, международные стандарты аудита, гарантия качества, унификация.
- 1. Национальная система контроля качества в аудите в России строится на принципах и процедурах федеральных стандартов аудита. Комитет по международным стандартам аудита и заданий по подтверждению достоверности информации Международной федерации бухгалтеров устанавливает стандарты контроля качества и издает методические рекомендации по правилам и процедурам контроля качества, обязательные для членов МФБ. Сравнительный анализ положений национальных российских стандартов и требований, установленных Международной федерацией бухгалтеров, свидетельствуют о близости подходов к организации внешнего контроля качества МФБ и российского регулятора — Министерства финансов. Однако при этом нельзя не признать, что международные стандарты более системно и подробно прописывают как систему контроля качества работы в целом, так и отдельные процедуры.
- 2. МСА — это принятый во всем мире свод норм и правил, которыми должен руководствоваться аудитор в профессиональной деятельности. Сегодня в России действуют национальные стандарты аудита, при разработке которых учитывались основные положения МСА.
Систему обобщения и распространения опыта применения МСА следует базировать на взаимодействии между Минфином России и саморегулируемыми организациями аудиторов, а также с крупными аудиторскими компаниями, применяющими МСА.
Для обеспечения условий внедрения международных стандартов аудита требуется целый комплекс подготовительных мероприятий.
Прежде всего следует утвердить официальный перевод на русский язык текста МСА и ввести эти акты в правовое поле. Обеспечить свободный и бесплатный доступ к утвержденному тексту МСА всему профессионально сообществу. Кроме того, необходимо провести сравнительный анализ основных положений МСА и национальных стандартов (ФСАД и ФПСАД), сложившейся национальной практики аудита.
- 3. Нужно четко осознавать, что на этапе подготовки к принятию МСА в России потребуется широко и активно разъяснять в массовых изданиях ожидаемый полезный эффект перехода на МСА, чтобы практикующие профессионалы понимали неизбежность и преимущества данного перехода. Большое внимание следует уделить образовательной работе по глубокому и детальному обучению аудиторов, что предполагает как минимум следующий комплекс мероприятий:
- • утвердить программы повышения квалификации аудиторов по изучению МСА;
- • обязать членов саморегулируемых организаций аудиторов пройти повышение квалификации по программам изучения МСА;
- • саморегулируемым организациям аудиторов провести обучающие семинары, вебинары и круглые столы с привлечением специалистов по разъяснению новых стандартов, распространению опыта применения МСА и необходимости разработки программных продуктов.
- 4. В связи с вышесказанным в сфере организации контроля качества особую актуальность приобретают Положения об обязанности членов Международной федерации бухгалтеров, в частности, Положение об обязанностях членов «Гарантия качества» (СМО 1).
Международная федерация бухгалтеров на своем совете в ноябре 2012 г. утвердила новую редакцию Положений об обязанностях членов МФБ (СМО). Этот документ является сводом мировой практики в развитии профессиональных бухгалтерских организаций и определяет основные направления в развитии их методологической базы, а также описывает обязанности указанных организаций по контролю над своими членами при проведении внешнего контроля качества, применению кодекса этики и мер дисциплинарного воздействия. Все пересмотренные СМО, кроме СМО 1, вступили в силу с 1 января 2013 г. СМО 1 вступил в силу с 1 января 2014 г., чтобы предоставить возможность организациям, ответственным за внешний контроль качества в юрисдикциях, разработать новые положения, отвечающие новым требованиям СМО 1.
5. СМО 1 устанавливает три уровня осуществления контроля качества: на уровне аудиторского задания, аудиторской организации и члена МФБ (см. рис. 1).
Рис. 1. Уровни осуществления контроля качества
Комитет по международным стандартам аудита и заданий по подтверждению достоверности информации (КМСА) устанавливает стандарты контроля качества и издает методические рекомендации по правилам и процедурам контроля качества (табл. 1).
Международные стандарты контроля качества по уровням его осуществления.
Таблица 1
№ | Уровни. | Стандарты. | |
Аудиторское задание. | Международный стандарт аудита № 220 (МСА № 220) — «Контроль качества проверки финансовой отчетности». | ||
Аудиторская организация. | Международный стандарт по контролю качества № 1 (МСКК № 1) — «Контроль качества для фирм, выполняющих проверку и пересмотр финансовой отчетности и другие виды деятельности, и обязательства, связанные с услугами». | ||
Организация, ответственная за систему проверки гарантии качества (член МФБ). | СМО 1. | ||
Что касается национальной системы контроля качества в аудите в России, то она строится на принципах и процедурах следующих федеральных стандартов (табл. 2).
Национальные стандарты контроля качества.
Таблица 2
№ | Контроль. | Стандарты. | |
Внутренний (аудиторское задание, аудиторская фирма). | ФПСАД 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту». ФПСАД 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях». | ||
Внешний. | ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля». | ||
Требования по организации внешнего контроля качества в аудите содержатся в вышеупомянутом ФСАД 4 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утв. Приказом Минфина РФ от 24 февраля 2010 г. № 16н.
6. Таким образом, совершенствование стандартов аудита является важнейшим направлением реформирования всей системы аудиторской деятельности. Данный вопрос особенно актуален для профессионального аудиторского сообщества в связи с активизацией внешнеэкономической деятельности, инвестиционного сотрудничества российских хозяйствующих субъектов, поскольку введение МСА обеспечит унификацию национальной аудиторской практики с мировой практикой аудиторской деятельности, будет способствовать росту доверия к результатам работы аудитора. Кроме того, подготовка российскими аудиторами аудиторского заключения в соответствии с МСА обеспечит его международное признание.
- 1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.
- 2. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утв. Приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н.
- 3. Положение об обязанностях членов Международной федерации бухгалтеров «Гарантия качества» (СМО 1).
- 4. Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол № 4; с изм. от 27 июня 2013 г., протокол № 9.
- 5. http://minfln.ru
- 6. http://www.ifac.org/sites/default/files/publications/files/Statements-ofMembership-Obligations-1−7-Revised.pdf