Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ и оценка деятельности государства по предоставлению общественных благ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доля социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном располагаемом доходе домашних хозяйств Казахстана в период с 2005 по 2010 годы составляет от 7,9% до 8,9%, демонстрируя динамику позитивных сдвигов. В 1990 году эта доля составляла 20%, что характерно для социалистической экономики с её перераспределительными процессами. Доля натуральных трансфертов в фактическом конечном… Читать ещё >

Анализ и оценка деятельности государства по предоставлению общественных благ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ и оценка деятельности государства по предоставлению общественных благ

Общественный сектор экономики страны представляет собой одну из её структурных единиц, деятельность которой отражается в системе национальных счетов (СНС-93), обобщающих всю информацию об экономических процессах на макроуровне на основе ряда согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. Действующая система национальных счетов дает возможность представлять экономические данные в форме, пригодной для анализа, принятия решений и выработки политики [1].

Основные экономические функции органов государственного управления связаны с:

  • · обеспечением общества товарами услугами на нерыночной основе для коллективного и индивидуального потребления;
  • · перераспределением доходов и богатства для реализации целей социальной политики, т. е. по сути, поддержка социальных групп, находящихся в рисковой ситуации на основе социального страхования и социальной помощи.

Общественный сектор экономики отличается от государственного сектора тем, что включает кроме государственных учреждений, выполняющих функции государственного управления в качестве основного вида деятельности, нерыночные некоммерческие организации, которые, являясь с правовой точки зрения негосударственными структурами, контролируются и финансируются государственными единицами и проводят государственную политику. В данном контексте контроль понимается как способность определять общую стратегию или программу действий НКО с правом назначения руководящих кадров. НКО данного типа могут заниматься научными исследованиями и разработками нормативов, которыми руководствуются как предприятия, так и население в следующих областях: здравоохранение, образование, обеспечение безопасности, охрана окружающей среды, финансы и учет [1].

В сектор госуправления включаются также государственные фонды социального страхования.

Институциональные единицы, включаемые в сектор государственного управления, в основном заняты предоставлением нерыночных услуг, однако иногда могут иметь в своем составе заведения, которые продают свою продукцию по экономически значимым ценам, т. е. ценам, оказывающим значительное влияние на спрос и предложение на данный товар или услугу. Это, например, платные городские бассейны, государственные издательства, детские сады. В данном случае их цены могут быть рассмотрены нами с позиции доступности данной услуги для благополучателя.

Необходимо отметить, что государственный сектор это более широкое понятие в рамках СНС-93, которое включает сектор государственного управления и все государственные корпорации и квазикорпорации.

По первой экономической функции государства.

Для определения масштабов государственного участия в конечном потреблении населения страны система национальных счетов предоставляет всю необходимую информацию.

Основным макроэкономическим показателем в системе СНС-93 является валовой внутренний продукт, который рассчитывается тремя методами: производства, использования и образования доходов.

Расчет валового внутреннего продукта методом использования включает следующие компоненты:

  • · расходы на конечное потребление;
  • · валовое накопление;
  • · чистый экспорт [2].

Показатель 1 — Расходы на конечное потребление домохозяйств.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств, которые состоят в свою очередь из трех элементов:

  • · расходов домашних хозяйств на конечное потребление;
  • · расходов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
  • · расходов органов государственного управления на покупку потребительских товаров и услуг у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам.

Расходы домашних хозяйств на конечное потребление состоят из расходов, произведенных домашними хозяйствами на потребительские товары и услуги, которые складываются из:

  • · расходов на покупку потребительских товаров за счет личного бюджета (независимо от длительности их использования (кроме покупки домов и квартир);
  • · расходов на покупку потребительских услуг, которые формируются из расходов на услуги здравоохранения, образования, транспорта, связи, жилищно-коммунальные, бытовые, финансовые, учреждений культуры, ресторанов и гостиниц;
  • · потребления товаров и услуг, произведенных для собственного потребления.

В состав сектора некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включаются:

  • · взаимные организации, имеющие характер ассоциаций, существующие на членские взносы и обслуживающие только своих членов (профсоюзы, политические партии, общественные и спортивные клубы, ассоциации предпринимателей и т. п.);
  • · неблаготворительные организации (общества охраны природы, некоммерческие организации научного и общественного характера и др.), оказывающие услуги всему обществу и отдельным группам;
  • · благотворительные организации, оказывающие разного рода услуги нуждающимся в них домохозяйствам (религиозные организации, консультационные и кризисные центры, благотворительные столовые и т. д.).

Расходы на конечное потребление органов системы государственного управления включают расходы институциональных единиц на потребительские услуги и товары, предоставляемые домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Расходы государственных учреждений финансируются за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Доля сектора государственного управления в ВВП, представленная расходами на конечное потребление в 2010 году составила 19,8%, в том числе на индивидуальные услуги — 9,6%, а на коллективные — 10,2%. Это в целом сопоставимо со странами СНГ, в частности с Россией, где аналогичные величины в 2008 году составили чуть меньшее значение: 17,7%, 8,2%, 9,5% [3].

Расходы на конечное потребление системы органов государственного управления включают:

  • · расходы на закуп потребительских товаров и услуг, приобретенных у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначимым ценам;
  • · нерыночный выпуск услуг, который определяется как разность общего выпуска государственных предприятий и поступлений от продажи товаров и услуг по рыночным ценам минус частичное возмещение потребителям стоимости этих услуг;
  • · возмещение расходов домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования.

Расходы на конечное потребление государственных учреждений подразделяются на расходы:

  • · на товары и услуги индивидуального характера;
  • · на услуги коллективного характера.

С целью определения методики и разделения товаров и услуг на эти две группы, применяется классификация функций органов государственного управления. Основными подразделениями в этой классификации являются:

  • · государственные службы общего назначения;
  • · оборона;
  • · общественный порядок и безопасность;
  • · экономические вопросы;
  • · охрана окружающей среды;
  • · жилищные и коммунальные услуги;
  • · здравоохранение;
  • · отдых, культура и религия;
  • · образование;
  • · социальная защита.

Коллективные услуги оказывают учреждения управления, обороны, общественного порядка и безопасности, науки, коммунального хозяйства, транспорта и др.

Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги представляют собой расходы на товары и услуги, предназначенные для передачи домашним хозяйствам с целью удовлетворения их личных потребностей безвозмездно или по ценам, не имеющим экономического значения. Эти услуги оказывают учреждения здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта.

Расходы по ним определяются как сумма по статьям:

  • · расходы на выпуск товаров и услуг;
  • · расходы на покупку потребительских товаров и услуг у рыночных производителей для передачи их домашним хозяйствам;
  • · частичное возмещение стоимости покупаемых домашними хозяйствами товаров и услуг;
  • · возмещение расходов домашних хозяйств на покупку товаров и услуг за счет фонда государственного социального страхования.

Показатель 2 — Фактическое конечное потребление.

В системе СНС — 93 есть показатель, который характеризует фактическое конечное потребление домашних хозяйств, складывающееся из:

  • · расходов домашних хозяйств на конечное потребление;
  • · расходов государственных учреждений, оказывающих индивидуальные услуги домашним хозяйствам (без учета расходов на коллективные услуги — неделимые блага);
  • · расходов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

В результате фактическое конечное потребление домашних хозяйств состоит из товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами по рыночным ценам за счет их текущих доходов и полученных от органов государственного управления и некоммерческих организаций бесплатно или по экономически незначимым ценам. Последнее принято называть социальными услугами или социальными трансфертами в натуральной форме.

Показатель 3 — Скорректированный располагаемый доход домохозяйств.

Сумма первичных доходов и текущих трансфертов образует для каждого сектора экономики располагаемый доход, который в конечном итоге распадается на расходы на конечное потребление и сбережение. Процесс перераспределения доходов, как мы упоминали выше, осуществляется не только в денежной форме, но и с помощью предоставления услуг от органов госуправления и НООДХ.

Сумма располагаемого дохода и полученных социальных трансфертов в натуральной форме дает показатель скорректированного располагаемого дохода домашних хозяйств, который распадается на фактическое конечное потребление и сбережение. Фактическое конечное потребление превышает их расходы на конечное потребление на величину социальных трансфертов в натуральной форме.

Доля социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном располагаемом доходе домашних хозяйств Казахстана в период с 2005 по 2010 годы составляет от 7,9% до 8,9%, демонстрируя динамику позитивных сдвигов. В 1990 году эта доля составляла 20%, что характерно для социалистической экономики с её перераспределительными процессами. Доля натуральных трансфертов в фактическом конечном потреблении больше, чем в скорректированном располагаемом доходе, который содержит, кроме потребления, ещё и сбережения населения (рисунок 1).

Доля социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном располагаемом доходе сектора д/х, в %.

Рисунок 1 Доля социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном располагаемом доходе сектора д/х, в %.

По второй экономической функции государства. Участие государства в сокращении социального неравенства разных социальных групп населения в процессе развития человеческого капитала граждан реализуется не только в предоставлении натуральных трансфертов, но и страховых выплат из системы государственного социального страхования и денежных трансфертов на основе социальной помощи.

Масштабы поддержки сектора домашних хозяйств с этой точки зрения можно оценить на основе денежных (или текущих) трансфертов, к которым относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации.

Денежные трансферты и страховые выплаты, предоставляемые государством домашним хозяйствам, предназначены:

  • · сократить разрыв в уровне материального достатка занятых на рынке труда и неработающих членов общества, по объективным причинам не вовлеченных в трудовой процесс (инвалиды, семейные обязанности, связанные с материнством, и др.);
  • · смягчить негативные внешние факторы период адаптации человека к рыночным условиям (рост безработицы, бедности, а в ряде случаев нищеты).

В структуре доходов домашних хозяйств за период с 2005 по 2010 годы произошел ряд структурных сдвигов (рисунок 2):

  • · выросла доля оплаты труда с 48,8 до 56,3%;
  • · валовые смешанные доходы сократились с 34% до 26%, при этом в 2008;2010 годах размер доли не меняется, что говорит о менее значительных темпах роста доходов от некорпорированных предприятий, относящихся в системе СНС к сектору домашних хозяйств по сравнению с долей оплаты труда;
  • · в структуре доходов увеличилась доля доходов от собственности с 3,5% до 10%, что является проявлением становления собственности как значимого источника доходов для домохозяйств;
  • · доля денежных трансфертов сократилась с 13,6% до 7,7%, и в результате они теперь представляют наименьшую статью доходов.
Структура доходов сектора домашних хозяйств, в %. (составлен авторами по данным источника [3]).

Рисунок 2 Структура доходов сектора домашних хозяйств, в %. (составлен авторами по данным источника [3]).

Это позволяет нам сделать вывод о том, что масштабы перераспределения богатства и доходов в Казахстане в денежной форме, которую представляют текущие трансферты, сокращаются.

В целом можно сделать вывод, что социальная политика Казахстана отдает приоритет производству общественных индивидуальных (делимых) услуг перед денежными трансфертами. Это отражает политический выбор страны и приоритет принципа стимулирования экономической активности населения перед принципом солидарности на основе денежных трансфертов.

Подводя итог анализу, можно сделать следующие выводы:

  • 1. Деятельность общественного сектора в экономике Республики Казахстан по производству общественных товаров и услуг коллективного и индивидуального пользования характеризуется тенденцией к повышению доли этих услуг в конечном потреблении. В структуре ВВП, рассчитанной по методу конечного использования, доля государственного управления за 2005;2010 годы увеличилась на 2,7% и достигла 19,8%. Ежегодный рост составляет 0,53%. Из них доля коллективных услуг составила 10,2%, а индивидуальных 9,6%. В соотношении долей существует паритет, но преобладание в 2−5% за период имеют расходы на коллективные услуги.
  • 2. За рассматриваемый период уменьшился удельный вес расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства с 2,6% до 2,1%. Это говорит о том, что сектор развивается более медленными темпами, чем растут доходы домохозяйств и расходы госсектора.
  • 3. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, т. е. потребление без учета расходов на оказание коллективных услуг, также характеризуется ростом доли госсектора (бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и др.), но этот рост идет более медленными темпами — 0,3% в год. Тем не менее следует отметить, что достигнутая доля натуральных социальных трансфертов в фактическом конечном потреблении домохозяйств достаточно близко подошла к уровню 1990 года, когда доля составляла 11,83%. При пролонгировании темпов роста за 4−5 лет может произойти достижение этой величины.
  • 4. Одновременно можно отметить, что денежные трансферты, передаваемые домохозяйствам в результате реализации социальной политики перераспределения доходов в форме стипендий, пенсий, пособий сокращают своё участие в доходах сектора домашних хозяйств. За период с 2005 по 2010 годы их доля сократилась на 5,7%, а статья доходов стала последней по значимости.
  • 5. Социальная политика Казахстана по преодолению социального неравенства и развитию человеческого потенциала населения страны, развивается в направлении сокращения денежных трансфертов в доходах домохозяйств и роста социальных натуральных трансфертов (коллективных услуг индивидуального потребления) в конечном потреблении домохозяйств. В то же время расходы на коллективные услуги занимают большую долю в конечном потреблении, но идет выравнивание статей расхода. Единственной негативной тенденцией, выявляемой на макроуровне, является сокращение доли НООДХ в конечном потреблении домохозяйств, что говорит о незначительном развитии сектора и отсутствии регулярного институционального партнерства между госсектором и НООДХ в аспекте оказания услуг домашним хозяйствам.
  • 1. Методологические положения по системе национальных счетов. Алматы,
  • 2. Экономика общественного сектора: учебник. М.: ИНФРА-М,
  • 3. Притворова Т. П. Развитие социально-ориентированной рыночной экономики в Казахстане. Караганда, 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой