Формирование классического направления в менеджменте.
Роль А. Файоля
Л. Ф. Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Л. Ф. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации. Немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864 — 1920 гг.) развивал… Читать ещё >
Формирование классического направления в менеджменте. Роль А. Файоля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Административная (классическая) школа управления сформировалась в 1910 — 1930 гг. (может быть, и в 1950). Если представители школы научного управления посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основоположником этой школы (и отцом менеджмента) считают французского менеджера Анри Файоля (1825 — 1925 гг.), которого американцы называют наиболее значимой фигурой в науке управления первой половины XX в.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли также английский исследователь Линдон Ф. Урвик (консультант по вопросам управления в Англии), Джеймс Муни (менеджер компании «Дженерал Моторс»), а также Г. Форд, Г. Эмерсон и др. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. (см. таблицу 1).
Многие из этих принципов не потеряли своей ценности и сегодня.
Л. Ф. Урвик является автором многочисленных статей и работ по вопросам организации управления производством. Особого внимания заслуживает его работа «Элементы администрации». Он уделил большое внимание разработке основных функций администрирования. Л. Ф. Урвиком были разработаны принципы построения формальной организации. Немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864 — 1920 гг.) развивал свои взгляды примерно в одно и то же время с Ф. У. Тейлором. Поэтому его концепция включает главные положения тейлоризма. Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации. Кроме того, М. Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации».
Г. Черч как один из представителей классической школы главное внимание уделил структурным вопросам производства и управления на предприятии, пытался внести свой вклад в разработку общих правил организации труда.
Значительный вклад в формирование и развитие классической школы менеджмента внесли Д. Муни (как отмечалось ранее) и А. Рейли. Их идея заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на строго формальных принципах. В своей работе «Принципы организации» (1939 г.) они дали общее определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По их мнению, без постановки цели не может эффективно функционировать ни одна организация, в том числе и в сфере бизнеса.
Таблица 1.
14 принципов управления А. Файоля.
Таким образом, вклад представителей административной школы состоит в том, что они рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, предложили свои функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация), сформулировали систематизированную теорию управления организацией (путем деления организации на подразделения, выполняющие основные функции — производство, финансы, маркетинг), выделили управление как особый вид деятельности. 15.
15 Практикум по теории управления: Учебное пособие /Под П69 ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 е.: ил.