Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Управление конфликтами и пути их предупреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. Когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, человек говорит, что он не терпит неуважения, а не что он нуждается? уважении. Так чего же боятся люди? Можно привести перечень основных страхов и опасений: Анализируя… Читать ещё >

Управление конфликтами и пути их предупреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже говорилось, конфликтами можно и нужно управлять. Важно вовремя заметить назревание конфликта, подготовиться к нему, постараться благополучно и достойно выйти из конфликтной ситуации, а затем проанализировать конфликт.

Анализ конфликтов

Структура конфликтов

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (рис. 10.4).

Структура конфликта.

Рис. 10.4. Структура конфликта.

Как видно из рисунка, есть объект конфликта — это что-то, что является причиной спора, и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. У каждого участника есть внешняя и внутренняя позиции в конфликте.

Внешняя позиция — мотивировка участия в конфликте. Она открыто предъявляется противоборствующими сторонами. При этом она может как совпадать, так и не совпадать с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей. Именно внутренняя позиция включает человека или группу в конфликт. Зачастую внутренняя позиция неосознаваема. Она скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого человека. Именно поэтому осознание внутренней мотивации — важный шаг к эффективному разрешению конфликта.

Наиболее ярким примером может служить конфликт взрослого и подростка. За внешне агрессивной позицией ребенка зачастую скрыты потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости собственного «Я», не осознаваемая им самим.

Структура межличностного взаимодействия

В отношении характеристик процесса взаимодействия важно понимание того, что является главным, а что второстепенным в процессе общения. Это поможет правильно анализировать процесс общения с другими людьми. Р. Бейлом разделил весь спектр межличностных взаимодействий на четыре категории:

  • • область позитивных эмоций;
  • • негативных эмоций;
  • • решения проблем;
  • • постановки проблем.

Категория анализа взаимодействия.

Важнейшие поведенческие проявления.

Область позитивных эмоций.

Солидарность Снятие напряжения Согласие.

Область решения проблем.

Предложение, указание Мнение Ориентация других людей.

Область постановки проблем.

Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании.

Область негативных эмоций.

Несогласие Создание напряженности Демонстрация антагонизма.

Анализируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия с человеком, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение собеседников и т. п. Этот анализ поможет определить позицию в конфликте.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

  • • Что вы поставили на карту?
  • • Что важно для вашего оппонента?
  • • В чем ваши интересы не совпадают?
  • • Если в ваших позициях есть что-то общее, найдите это.
  • • Если вы занимаете полностью противоположные позиции, найдите точку, не противоречащую обеим сторонам.
Анализ внутреннего отношения к конфликту

Для того чтобы проанализировать и понять свое отношение к конфликтам, задайте себе ряд вопросов.

  • • Какие чувства я испытываю к оппоненту (обида, злость, гнев, желание отомстить)? Подумайте, насколько обоснованы эти чувства.
  • • Как я его оцениваю? (Помните, однако, что в мире существуют не только черный и белый цвет. В радуге семь цветов, есть и полутона. Такой ли уж плохой человек ваш оппонент на самом деле?)
  • • Что вы хотите получить от конфликта? Только ли восстановление справедливости? А может быть, удовлетворение своих амбиций, или вам просто хочется отомстить?
  • • Хотите ли вы разрешить конфликт конструктивно? Готовы ли вы думать не только о своих интересах, но и об интересах оппонента?
Карта конфликта (X. Корнелиус, Ш. Фэйр, 1999)

Карта помогает увидеть и проанализировать то, на что мы просто не обратили бы внимания. Люди, отправляясь путешествовать, обязательно берут с собой карту. Так же и в конфликте: карта поможет облегчить его разрешение. Давайте составим карту для любой проблемной ситуации.

Этап 1. В чем заключается проблема?

Опишите проблему одной фразой. Не пытайтесь тут же найти выход, просто сфокусируйте внимание на самом главном. Старайтесь не выражать проблему в полярных терминах, это даст возможность рассмотреть различные варианты ее решения.

Этап 2. Кто вовлечен?

Кто основные участники конфликта?

Этап 3. Каковы их подлинные потребности ?

Известно, что в любом конфликте зачастую человек предъявляет одну проблему (либо ту, которая «подвернулась под руки», либо ту, которая выглядит «красиво»), тогда как в глубине проблема совершенно иная. Важно выяснить истинную мотивацию, которая стоит за позициями участников конфликта. Люди хотят получить то, что удовлетворяет их потребности, и избегают того, что мешает этому.

Потребности. В широком смысле это все то, что важно для человека. Можно задать наводящий вопрос, который поможет определить потребности собеседника: Вы считаете, что я должен сделать это и это. Что это вам даст?

Ответ на этот вопрос может дать информацию о невысказанных потребностях человека.

Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. Когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, человек говорит, что он не терпит неуважения, а не что он нуждается? уважении. Так чего же боятся люди? Можно привести перечень основных страхов и опасений:

  • • унижение;
  • • провал;
  • • финансовый крах;
  • • быть отвергнутым или нелюбимым;
  • • потеря контроля над ситуацией;
  • • одиночество;
  • • критика и осуждение;
  • • потеря работы;
  • • неспособность обеспечить жизнедеятельность свою и своей семьи;
  • • скучная работа;
  • • обман;
  • • опасение, что придется начинать все сначала.

Перечислите потребности и опасения всех сторон.

На этом этапе необходимо работать только с этими категориями, а не выдавать уже готовые ответы. Важно, чтобы ответы выявляли реальные нужды и опасения. Эту карту можно использовать как инструмент для работы с конфликтом. В любом случае конфликт значительно легче предупредить, нежели работать с ним. Подобные карты можно использовать:

  • • при составлении планов;
  • • при появлении трудностей на работе;
  • • при подготовке к переговорам;
  • • при создании рекламных объявлений;
  • • на совещаниях по планированию.

В любом случае карта позволяет увидеть реальные перспективы развития ситуации. Применяйте ее к актуальным ситуациям. Выявление проблемы помогает задуматься о ней и каким-то образом решить ее. Определите, какие потребности скрываются за требованиями людей. При работе с картой ищите «точки соприкосновения» — общие интересы, общие потребности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой