Классификация и характеристика потребностей в услугах и в сервисном обслуживании
Потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания. Существует следующая классификация потребностей: Эпизодические (носящие редкий, разовый характер). Потребности с сильно выраженной сезонностью; Потребности в изготовлении новых изделий; По источникам (каналам) удовлетворения: Непрерывно продолжающиеся (постоянные); Санитарно-гигиенические потребности; Социально-культурные потребности… Читать ещё >
Классификация и характеристика потребностей в услугах и в сервисном обслуживании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель сервисной деятельности — удовлетворение потребностей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика.
Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы:
- 1) потребности в изготовлении новых изделий;
- 2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий;
- 3) санитарно-гигиенические потребности;
- 4) социально-культурные потребности.
Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные.
К личным потребностям относятся санитарно-гигиенические потребности, потребности в образовательных, информационно-консультативных услугах и др.
Общесемейные потребности включают потребности в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др.
Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения — зон отдыха и туризма, крупных центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения.
В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные.
Существует следующая классификация потребностей:
По источникам (каналам) удовлетворения:
- 1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания;
- 2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями;
- 3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания.
По частоте возникновения:
- 1) непрерывно продолжающиеся (постоянные);
- 2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);
- 3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер).
По сезонности возникновения:
- 1) потребности с сильно выраженной сезонностью;
- 2) с высокой сезонностью;
- 3) с умеренной сезонностью;
- 4) с незначительной сезонностью.
Возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами.
Настоятельность потребностей зависит от социально-экономических, демографических факторов, условий жизни (этнические традиции, социальное положение, профессия, место жительства, наличие свободного времени, принадлежность к контркультурам, увлечения).
В XXI в. спектр потребностей, удовлетворяемых сервисной деятельностью, расширился как в области материальных, так и духовных потребностей. Это обусловлено развитием научных знаний и повышением уровня технологического развития предприятий, а также повышением уровня культуры цивилизации.