Эмпирическое исследование общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в сюжетно-ролевой игре
Уровень — нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно не вычленяется, но не может победить в случае конфликта непосредственное желание. Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл три взаимосвязанных… Читать ещё >
Эмпирическое исследование общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня в сюжетно-ролевой игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика и организация констатирующего эксперимента
На базе ГБОУШИ № 108 было проведено экспериментальное исследование с октябрь по декабрь месяц 2015 года.
Цель изучить общение детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с ОНР 3 уровня в сюжетно-ролевой игре Поставлены следующие задачи:
- — подобрать методики по изучению общения дошкольников
- — провести сравнительное исследование сформированности общения детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня в сюжетно-ролевой игре;
- — проанализировать полученные данные;
- — разработать методические рекомендации для педагогов по формированию общения в сюжетно-ролевой игре для детей с ОНР III уровня
Описание выборки: В эксперименте приняли участие 24 ребенка подготовительной группы ГБОУ ШИ г. Москвы. Контрольная группа — 12 детей (6 мальчиков; 6девочек) с нормальным речевым развитием; экспериментальная группа — 12 детей (7 мальчиков; 5 девочек), дошкольники с ОНР 3 уровня. Все дошкольники старше 6 лет до 7 лет.
Описание методик. Наблюдение за диалогическим общением детей в играх. В диагностике использовались игры, предусмотренные программами.
«Истоки» и «Примерной общеобразовательной программой воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» [33], а также интегрированное занятие, разработанное на материалах методических пособий Л. Г. Парамоновой, Г. И. Репринцевой [33, 38].
1. Устойчивость в подчинении игровому правилу (по Д. Б. Эльконину [61]).
Цель. Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.
Материал. Сюжетные игрушки для игры в «дочки-матери» и «пожарных».
Ход игры. Исследование проводится с детьми 3−7 лет и варьируется от возраста и пола детей.
Педагог организует следующие ситуации:
- 1. ситуация — педагог предлагает детям поиграть в «дочки-матери». Когда игра разворачивается, педагог предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду.
- 2. ситуация — педагог организует игру в «пожарных», берет на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофера остаться в машине.
Оценка результатов. Анализируют поведение ребенка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиниться правилу, вытекающему их роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырем уровням подчинения игровому правилу.
- 1 уровень — основное содержание игры: действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры.
- 2 уровень — в действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
- 3 уровень — выполнение роли и вытекающих из них действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры.
- 4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
- 1 уровень — отношение к правилам: логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Правила отсутствуют.
- 2 уровень — нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно не вычленяется, но не может победить в случае конфликта непосредственное желание.
- 3 уровень — нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правило явно не вычленяется.
- 4 уровень — нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.
В диагностике также использовались две игры из программы «Истоки».
2. Игра, А «Что попало нам в роток, что попало на зубок?».
Цель. Выявить умения детей ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог.
Материал. Тарелка. Блюдо с овощами и фруктами. Вилка, нож, салфетка.
Игровые действия. Определять фрукт (овощ) на вкус. Обратиться к партнеру с командой: «Открой рот, закрой глаза». Положить в рот ломтик еды. Спросить, что это овощ или фрукт? Подтвердить правильность отгадки. Вежливо выразить несогласие в случае необходимости. Поменяться ролями с партнером.
Игровое правило. Соблюдать последовательность игровых и речевых действий. Действовать поочередно.
Ход игры. Мы расстилаем на столе салфетку. Ставим блюдо с овощами и фруктами. Рассматриваем с детьми плоды.
— Что это? Это овощ или фрукт?
По мере рассматривания отрезаются небольшие ломтики, которые выкладываются на тарелке.
- — Посмотрите, как будем играть. Ваня, открой рот, закрой глаза. Что попало в роток, что попало на зубок? (Ответ.) Это овощ или фрукт? (Это овощ.)
- — А теперь бери сам вилку. Скажем Яну: открой… (рот), закрой… (глаза). Что попало в роток?
И так далее. При необходимости мы шепотом подсказываем очередность игровых и речевых действий.). Цель выявить умения детей ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниямипобуждениями, вопросами. Вежливо выражать (в случае необходимости) несогласие. Поддерживать короткий диалог. В этом выражалось умение детей общаться в ходе сюжетно-ролевой игры.
Дети отгадывали, определяя на вкус с закрытыми глазами, какой фрукт (овощ) был положен им рот. При этом дошкольники должны были вести беседу. Обращаться к партнеру с командой: «Открой рот, закрой глаза». Подтвердить правильность отгадки. Вежливо выразить несогласие в случае необходимости. Затем поменяться ролями с партнером.
Игровое правило должно было соблюдаться, как и последовательность игровых и речевых действий.
3. Игра Б «Бывает не бывает».
Цель. Выявить умения дошкольников общаться с партнером по игре. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.
Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.
Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и речевых действий.
Ход игры. Мы объясняем содержание и правила игры.
Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. Сначала Аня соглашается или не соглашается со мной, потом Ася.
Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел кот сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А как бывает? (Ответы Ани.).
Услышал Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». Так бывает?
Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: «Пи-пи-пи». Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее.
Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка около норки и караулит. Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Мыши вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит в холодильнике.
А теперь Аня с Асей расскажут свой рассказ про Арапку и кота Ваську и о том, что бывает и чего не бывает. Рассказывайте по очереди.
Параметры оценки
Содержание (ориентировка в задании; ориентировка на взрослого; ориентировка на ребенка-партнера).
Диалогические общение (инициативность высказываний; воздейственность высказываний партнер отвечает действием или словом на инициативу сверстника; активная ответная позиция инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа).
Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).
Коммуникативно-семантический тип высказывания (вопрос-запрос информации; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).
5. Способы общения (адресованность, доброжелательность, аргументированность).