Методические особенности организации игровой технологии как средства развития личности
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке. Игра способна решить ещё одну задачу. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная… Читать ещё >
Методические особенности организации игровой технологии как средства развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Одно из важнейших задач обучения географии — способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности:
- — Передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире
- — Формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.
- — Заложить основы воспитания патриотизма, уважение к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов.
- — Приобщать ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире и на основе научно-географического познания действительности.
Игровые технологии достаточно сильно различаются по многим параметрам: областям деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. Опираясь на исследования психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ю. К Бабанский, Д. Б. Эльконин, Т.Р. Яновская), можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры.
Игры могут делиться:
- — академические
- — неакадемические (обучающие).
Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их использования. Если моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе имитационных игр. Из них на уроках географии используются различные ролевые игры и игры — состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои.
Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.
По месту проведения игры: урочные и внеурочные По дидактической цели — игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.
По форме организации учебной деятельности — индивидуальные и коллективные.
Игровые технологии базируются на двух признаках: характере действия и содержания:
Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к имитационным.
Рассмотрим методические особенности игр:
Имитационные Ролевые игры (путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Наиболее известны следующие виды ролей:
- 1. Представления в лицах (инсценировка) идеи какойлибо истории, описанной в литературе, в печати. Например, в области охраны природы, истории создания нового заповедника.
- 2. Выход за пределы реального происходящей истории. Например, разработка ситуации связанная с тем, что стало бы с природой, если сократить количество заказников и заповедников?
- 3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, начальник АЭС и т. п.) через принятие в игре его установок (привычных способов действия и мышления) и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.
- 4. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию, который может быть связан с принятием решения вопроса, скажем, об использовании территории для строительства жилого комплекса или сохранение лесопарковой зоны и т. д.
- 6. Общая тема в частном (персональном) решении. Например, общая задача ознакомления с природными процессами помочь — школьнику лучше узнать окружающий мир.
- 7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду»
- 8. Тренировка в исполнении роли.
Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание самого себя и позиций других людей. Одно из затруднений, возникающих при включении учащихся в сюжетно-ролевую игру, и особенно в длительную игру, состоит в неготовности многих к вхождению в ролевой образ. Это связано с распространённой у многих подростков боязнью выделиться, показаться сверстникам в необычном для них свете. Необходимо научить учащихся свободно чувствовать себя в рамках ролевого статуса, не ощущать подавленности или скованности при осуществлении ролевых действий, не бояться проявить инициативу в рамках исполняемой ими сюжетной роли на игровом уроке. Для этого можно использовать, в частности, игры и упражнения из работ немецкого психолога К. Фопеля. В частности, одно из таких упражнений, «Передай маску», автор использовала в рамках разработанной ею учебной географической игры «Уж лучше вы к нам», сюжет которой предполагал диалог «представителей инопланетных цивилизаций» с «представителями стран» Земли, договаривающихся с «инопланетянами» об организации туристических маршрутов на своих территориях. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни. Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах. В — первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные, более или менее продуктивные пути их исполнения, но не может быть «правильных» и «не правильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен попросить ребят ни над кем не смеяться. Второй момент — полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации: учитель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе учениками, а с другой, остаётся объективным наблюдателем происходящего и несёт ответственность за общее направление в развитии процесс взаимодействия.
Этапы содержания ролевых игр:
I. Этап — подготовительный. Установка целей; выбор ситуации; разделение игры на фрагменты; определение целей, приёмов и действий; разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т. д.
II. Этап — организация игры. Выбор ведущих.
III. Этап — проведение игры.
IV. Этап — анализ результатов игры.
Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9−10 классах.
Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.
Динамичный процесс, в котором игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя, таким образом, творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.
Для целей игры природоохранного содержания особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени.
Этапы содержания деловой игры.
I. Этап — подготовительный планирование ролевой игры. Организатору необходимо:
- 1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т. д.;
- 2) наметить роли и группы учеников;
- 3) подготовить реквизиты, справочные материалы;
- 4) решить и использовать результаты игры;
II. Этап — Организационный.
III. Этап — Самостоятельная работа учащихся (деление на группы и подгруппы).
IV. Заключительный этап — межгрупповая дискуссия.
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке. Игра способна решить ещё одну задачу. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Именно игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности ребёнка. Передавая знания посредством игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние, а интерес к предмету в старшем школьном возрасте приводит к формированию профессиональной направленности личности, что, в конечном итоге, способствует более осознанному выбору профессии.