Типы структур управления
Вывод: Управляющая компания ОАО «Уют» выбрала органический тип управления. Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении. Это — один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества. Функциональная специализация элементов… Читать ещё >
Типы структур управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюрократический тип - это представление об организациях как об организованных, предъявляются жесткие требования, как к людям, так и к структурам, в рамках которых они действуют.
Положение нормативной модели бюрократического типа:
- · Четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
- · Иерархичность управления, при которой ниже стоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
- · Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения задач и обязанностей;
- · Осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не субъективными оценками;
Главные понятия бюрократического типа управления — это рациональность, ответственность и иерархичность, т. е. контроль над ниже стоящими вышестоящими органами.
Бюрократические структуры управления эффективны в крупных и в сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную и четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель.
Недостатки:
- § Бюрократический тип не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой им работы;
- § Вопросы стратегии и тактики развития организации при этом типе решаются только на высшем уровне, остальные уровни заняты исполнением «сверху» решений;
- § Невозможность управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.
- § Функциональная специализация элементов структур приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью в результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях, что замедляет прогресс в управлении организацией.
Виды бюрократических структур управления организациями.
1. Линейно-функциональная структура управления организациями.
Основу линейно-функциональной структуры составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы людей и любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Строится система материального поощрения, ориентированная на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы организации в целом становиться как бы второстепенным, считается, что все службы работают на его достижение.
Недостатки являются:
- · Невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно — технического и технологического прогресса;
- · Крепость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязующими строго следовать правилам и процедурам;
- · Медленная передача и переработка информации из-за множества согласований, как по горизонтали, так и по вертикали;
- · Замедление прогресса управленческих решений.
- 2. Линейно-штабная структура управления организациями.
Линейно-штабная структура управления построена по принципу функционального разделения труда, используемого в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей — координировать действия функциональных служб и направлять их в интересах организации.
3. Дивизиональная структура.
Формирование этого типа связано с процессами разукрупнения гигантских корпораций за рубежом, стремясь повысить гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде.
Главными фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями.
Органический тип управления отвергает представление об эффективности организации как об организованной. Эта модель приводит радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Это совершенно другой тип организации, противоположный бюрократическому. Предпочитается находить новые действия, а не руководствоваться старыми. Предпочитается дискуссия в управлении. В этом типе поощряются сомнения и противоречия, чем вера. Ценятся изменения, чем планирование, также руководствуются возможностями больше, чем ограничениями. Отличие органического типа от бюрократического в более высокой гибкости, меньшей связанности правилами и нормами, в использовании в качестве базы групповой организации труда.
Органическому типу управления характерны черты:
- — Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на основе авторитета, правилах или традициях;
- — Обстоятельствами, которые принимаются при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции;
- — Главные факторы — это миссия и стратегия развития организации;
- — Творческий подход к работе базируется на связи между деятельностью каждого работника и миссией организации;
- — Правила работы формируются в виде принципов, а не установок;
- — Распределение работы между сотрудниками обуславливается не их должностями, а характером решаемых проблем;
- — Постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.
Типы органических структур управления организациями.
1) Проектные.
Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (модернизация производства, освоение новых изменений и технологий). Управление проектом включает: определение его целей, формирования структуры, планирование, организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей (контроль). Одна из форм проектного управления — это создание специального подразделения, работающего на временной основе, т. е. в течение того времени, которое необходимо на реализацию данного проекта. В состав подразделения включают разных специалистов, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и хода выполняемых работ, расходование выделенных средств и материальное поощрение работников. Руководителю надо уметь распределять задачи между членами группы. По завершению работ над проектом структура распадается, а работники переходят в новую проектную команду или возвращаются на постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.
Достоинства структуры:
— Структура обладает большой гибкостью, простота и экономичность позволяет организации параллельно разрабатывать несколько проектов, не меняя привычную структуру управления.
Недостатки:
- — Сложное распределение ресурсов между проектами;
- — От руководителя требуется большое умение управлять всеми стадиями разработки проекта.
- 2) Матричная структура управления.
Матричная структура управления построена на основе принципа двойного подчинения исполнителей с одной стороны, непосредственного руководителя функционального подразделения, которое представляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта, с другой стороны руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой структуре руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных, с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющихся ему временно и по ограниченному кругу вопросов. Переход к матричной структуре охватывает не всю организацию, а лишь ее часть и успех здесь зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в качестве лидеров.
3) Бригадная структура управления.
Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства. Необходимость ее использования зависит от ее преимущества: ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологии; ориентация на малоемкие рынки; повышение требований к качеству обслуживания потребителей; жесточайшая конкуренция за потребителя и рынки сбыта. Формирование небольших мобильных команд, специализированных на той или иной потребности или по виду деятельности и полностью ответственных за результат своей производственной деятельности. Одна из проблем, которая возникает при бригадной структуре управления — это горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад.
Принципы построения бригады:
- 1. Автономная работа бригады, состоящей из рабочих, специалистов, управленцев.
- 2. Предоставление бригаде прав самостоятельного права принятия решений и координации действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретной проблемы.
- 3. Замена жестких бюрократических связей на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов.
Вывод: Управляющая компания ОАО «Уют» выбрала органический тип управления. Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении. Это — один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.