Теоретические основы изучения «трудного» ребенка
Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на знание ребёнка для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в работе педагога, т. к. в большинстве случаев основан на непосредственном контакте педагога с ребёнком через общение. Используя данный метод, педагог ставит перед собой задачу уверить ребёнка в истинности и справедливости… Читать ещё >
Теоретические основы изучения «трудного» ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «трудный» ребёнок и его основная характеристика
С давних времен обществу известно понятие «норма», т. е. от лат. norma — руководящее начало, правило, образец. Нас же интересует понятие нормы социальной, а именно: социальная нормаэто общепризнанное правило, образец поведения пли действия. С помощью социальных норм обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные нормы могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, например, к определенной сфере профессиональной деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего данную статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия социальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.
Обычно социальные нормы выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее важными системами нормативной регуляции являются мораль и право.
Социальные нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные), по степени обобщённости (конкретные образцы определенного действия или общие принципы деятельности), универсальности действия (специфические привилегии или общезначимые права и обязанности); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характеристики действия.
Необходимое условие действенности социальных норм— их обоснованность с точки зрения соответствия их принятым в данном обществе ценностям и идеалам, по отношению к которым нормы выполняют подчинённую, инструментальную функцию. Следование социальным нормам обеспечивается двояко: путём их интернализации (т.е. превращение внешних требований во внутреннюю потребность, привычку), происходящей в процессе социализации индивида (при этом соблюдение норм становится для него внутренней потребностью, привычкой), либо за счёт институциализации, включения в структуру общества и социального контроля, т. е. применения различных санкций к тем, чьё поведение отклоняется от принятых норм.
В пределах общества вырабатывается система обобщённых и дифференцированных социальных норм, круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепляемых в конституционноправовых установлениях, в принципах морали. Важной проблемой общества является интернализация этой системы в структуре личности — воспитание нового человека. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Таким образом, автор хочет донести, что общество, как система, должно опираться на определённые правила. Всё что отходит от норм обществаэто отклонение, а с отклонениями ведётся отдельная работа.
Термин «трудный» ребёнок сиснонимируется с многими терминами, такими как «ребенок, с отклоняющимся от нормы поведением», «ребёнок группы риска», «девиантный ребёнок» и др. Многие считают, что это ребенок запущенный, не получивший основной багаж знаний для того, что бы придерживаться норм общества. Устанавливая связь с вышесказанным, мы понимаем, что это отдельная группа детей, с которыми должна вестись иная работа по коррекции поведения. Но не всегда отклоняющееся поведение это следствие плохого воспитания. Педагоги, социальные педагоги, психологи разрабатывали множество классификаций детей с отклонениями в поведении для установлении связи между ними, либо наоборот, для её разрыва. Выделяют следующие категории детей, поведение которых считается отклонением от нормы:
Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
Дети с отклонениями в развитии (дети, страдающие аутизмом), т. е. болезнью аутизма, когда Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
Дети из неблагополучных, асоциальных семей;
Дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;
Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией;
Также к числу детей с отклонениями в поведении принято относить и такую категорию, как «одаренные» дети, т. е. дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).
Как правило, одарённость охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников. Их отличают высокая любознательность и исследовательская активность. Ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекают их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Вместе с тем одаренным детям приходится сталкиваться со специфическими трудностями. Многие родители, обнаружив у своего ребёнка ранние проявления одарённости, все свои усилия направляют на развитие его способности в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причём акцентируют исключительность ребёнка, забывая, что он остаётся всё же ребёнком. Односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всём многообразии личностных проявлений и интеллектуальных особенностей. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одарённых сверстников, некоторые родители ограничивают общение ребёнка с товарищами. Ребёнок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. При этом оказывается несформированной его личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, одарённый ребёнок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется опасность отторжения одарённого ребёнка коллективом. В условиях систематического обучения одарённый ребёнок может столкнуться с необходимостью целенаправленной умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он ещё не имеет. Неудачи могут деморализовать ребёнка и постепенно сформировать у него негативное отношение к учебной деятельности. В условиях массового школьного обучения, когда осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренный ребёнок нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев.
Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы его обучение строилось на основе специально разработанных программ, в противном же случае ребёнок не выдерживает и ломается психологически, что приводит к негативному отклонению в развитии самой личности ребёнка. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Дети приобретают данное социальное описание не потому, что они такими рождаются, а потому что на них осуществляется воздействие различных, в большинстве случаев независящих от них самих обстоятельств. Среди этих обстоятельств можно выделить следующие:
- * медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т. д.);
- * социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т. д.);
- * психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);
- * педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т. д.).
Таким образом, автор даёт понять, что всё, что отклоняется от нормы не всегда следствие педагогической запущенности ребёнка, это и ряд множества обстоятельств, влияющих на ребёнка с момента его зачатия и вплоть до совершеннолетия, ведь согласно Семейному кодексу Российской Федерации, ребёнком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Ст. 54 Гл. 11 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ На протяжении всего это периода родители, педагоги, специалисты и государство должны максимально обеспечивать нормальное всестороннее развитие каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Однако, в данной работе основной акцент автор желает сделать на понятии «трудный» ребёнок в пределах общеобразовательного учреждения, т. е. школы, когда трудность его поведения связана с обстоятельствами жизни и воспитания ребёнка, когда упущение в формировании нормального сознания личности носит социальный характер. В данном аспекте, термин «трудный» ребёнок рассматривается, как категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, весьма разнообразны. Оценка ребёнка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.
В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо чаще вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 291−292.
Таким образом, термин «трудный» ребёнок в рамках данной работы — это не что иное, как упущение воспитания, либо неблагоприятное социальное развитие ребёнка, осуществляющееся прежде всего в семье. Задачами педагога в такой ситуации является выявление, всестороннее изучение «трудного» ребёнка, его семьи и принятие мер по коррекции отклоняющегося поведения, что бы в дальнейшем негативное поведение ребёнка данной категории не привело его на тропу преступности.
Формы и методы работы педагога с «трудными» детьми и их родителями Главной задачей педагога в работе с «трудным» ребёнком является установление непосредственного контакта с ним, что бы ребёнок понимал необходимость вмешательства педагогического воздействия. Педагогу необходимо всесторонне изучить ребёнка, выявить причины отклоняющегося поведения, и разработать определённую программу, способную помочь ребёнку встать на путь исправления.
В основе каждой педагогической программы лежат методы, формы и средства, с помощью которых педагог осуществляет свою работу с «трудными» детьми и их родителями. Ведь к вопросу отклоняющегося поведения необходимо подходить комплексно, охватывая все сферы жизнедеятельности трудновоспитуемого ребёнка. Поэтому делая упор на ребёнке, нельзя забывать и о работе с родителями данного ребёнка, ведь зачастую причина агрессии, злости, непослушания лежат во внутреннем климате семьи «трудного» ребёнка.
Метод (от греческого methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Современная энциклопедия. 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/29 910 В работе же педагога, метод — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребёнка.
Основными методами в работе педагога с «трудными» детьми являются убеждение и упражнение. Особенность использования именно этих методов педагогом заключается в понимании того, что дети с отклоняющимся поведением не имеют частично или полностью представления о нормах и правилах поведения в обществе, либо это представление имеется, но в искажённом виде.
Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на знание ребёнка для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в работе педагога, т. к. в большинстве случаев основан на непосредственном контакте педагога с ребёнком через общение. Используя данный метод, педагог ставит перед собой задачу уверить ребёнка в истинности и справедливости даваемых им знаний о нравственности, что бы побудить его к нравственным поступкам и действиям. С Помощью убеждения педагог старается доказать ребёнку правильность и необходимость того или иного поведения. Что бы успешно справится с поставленной задачей, педагогу необходимо воздействовать на волю ребёнка, поэтому изложение убеждений должно быть логичным и понятным ребёнку. При этом ребёнок, оценивая полученную от педагога информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, ребёнок формирует свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Чтобы метод убеждения достигал своей цели, необходимо учитывать психологические особенности ребёнка, уровень его воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов — неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.
Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Таким образом, метод убеждения является наиболее простым в применении методом воздействия на ребёнка и его поведение.
В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение, необходимый для формирования у ребёнка нравственного поведения. Поведение — это широкое понятие, которое в свою очередь состоит из более узких — поступков, а поступок выражается в действии.
Всякое действие и состояние становится поступком, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности. Если характеризовать отдельно взятый поступок, в нем можно выделить два элемента: первый составляет его внешнюю сторону и выражается в действии, второй — внутреннюю и выражается в целях, намерениях и мотивах, проявляющихся в отношении личности к обществу и другим людям. Другими словами, ребёнка на совершение того или иного поступка толкают определенные внутренние цели и мотивы, с помощью которых он старается показать своё отношение к тому или иному явлению или событию.
Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек, которые невозможно сформировать без многократного повторения. С помощью нравственных упражнений педагог стареется закрепить у ребёнка необходимых для жизни привычек и навыков.
Для дополнения методологической основы работы педагога с «трудными» детьми также используются методы коррекции, выраженные в виде поощрения и наказания.
Поощрения и наказания направлены на формирование определенных нравственных качеств поведения и характера ребенка. Но их осуществление происходит по различным путям: поощрение одобряет действия и поступки, давая им положительную оценку, наказание наоборот осуждает неправильные действия и поступки, давая им отрицательную оценку. Поощрение подкрепляет положительные действия, поступки ребенка, что стимулирует его к совершению подобных действий, ведь у ребёнка возникает чувство самоудовлетворения. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка, давая понять, что подобное поведение неприемлемо в обществе.
Для успешности применения данных методов на практике существует ряд правил, которые необходимо знать педагогу:
- — поощрение и наказания должны быть направлены на поступок ребёнка, а не на его личность;
- — они должны применяться авторитетным человеком в лице ребенка человеком, быть мобильными и индивидуальными;
- — поощрение и наказание требует уважения личности ребенка, частое их применение к одному и тому же ребенку может привести к возникновению трудностей в работе с ним;
- — в практике педагогической деятельности должны применяться разнообразные виды этих методов.
Следовательно, педагог, осуществляя свою работу с «трудными» детьми должен опираться на ряд методов, форм и средств, без которых его деятельность будет безуспешной. Любой выбранный метод должен быть аргументирован и обоснован, опираясь на личность ребёнка и его индивидуальность. Учитывая это, педагог сможет результативно повлиять на поведение ребёнка, скорректировать его, направить в нужное русло.
Важнейшим звеном в построении всей воспитательной работы педагога также является непосредственно взаимодействие педагога с родителями «трудного» ребёнка, ведь семья — это естественная среда его воспитания, развития и жизни, в которой закладываются основные качества личности. Не смотря на разностороннее влияние на ребёнка, всегда окажется, что именно семья играет решающую роль на различных этапах жизни своего чада, выполняя ряд определенных функции. Другими словами, функция семьи — это сфера её жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением определенных потребностей всех членов.
Такими функциями являются:
воспитательная;
хозяйственно-бытовая;
эмоциональная;
духовная (культурная);
первичный социальный контроль.
Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей быть отцом и матерью, быть в контакте с детьми, осуществлять их воспитание, развитие и помогать в дальнейшей самореализации ребёнка. Данная функция обеспечивает социализацию подрастающего поколения, взращивание достоянного гражданина своей страны.
Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение основных социальных и материальных потребностей семьи (в пище, крове), способствует сохранению здоровья всех её членов.
Эмоциональная функция заключается в удовлетворении каждого члена семьи потребностей в психологической защите, уважении, симпатии, признании, эмоциональной поддержке, а также стабилизирует эмоциональное состояние, тем самым, содействует сохранению их психологического здоровья.
Духовная (культурная) общественная функция — заключается в удовлетворении потребностей в совместном семейном проведении досуга, духовное обогащение в кругу семьи.
Функция первичного социального контроля заключается в выполнении социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с нормами общества.
Выполнение данных функций воздействует на внутренний климат семейных отношений, режим жизнедеятельности, который присущ каждому из поколений членов семьи.
В настоящее время семьи развиваются в противоречивой социальной обстановке. С одной стороны, наблюдается заострение внимания общества на проблемах и нуждах семьи, в связи с этим идёт разработка и дальнейшая реализация различных программ по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, выявляется множество причин, которые приводят к обострению проблем в семье:
- — низкое материальное обеспечение семьи;
- — возрастает число расторгнутых браков, что не может не сказаться отрицательно на психику детей;
- — увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка семей;
- — значительная часть подростков отделяется от родителей.
В связи со всем вышесказанным, в трудных современных условиях семье необходима квалифицированная помощь со стороны, в лице педагога. Только в процессе взаимодействия родителей и педагога можно успешно разрешить любую возникшую перед ребёнком проблему. Методика воспитательной работы/Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 144 с.
Педагог и семья — естественные союзники в воспитании и развитии ребёнка. Объединение их усилий решит проблему воспитания и образования подрастающего поколения. Главным лозунгом является — единство взглядов педагога и семьи на воспитание ребёнка. Общество и родители заинтересованы в положительном всестороннем развитии личности ребёнка, в успешности его обучения. Поэтому необходимо объединить усилия в создании условий для развития нормальной, эмоционально-устойчивой и ценностно-ориентированной личности. Степаненков Н. К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: изд. Скакун В. М., 1998. — 448 с Педагог — основной субъект воспитательной работы, как с учащимися воспитанниками, так и с родителями. Он разрабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия образовательного учреждения и семьи в воспитании и становлении личности школьника. Являясь специалистом своего дела, педагог помогает родителям в разрешении семейных противоречий в воспитании. Осуществляет коррекцию воздействия негативных факторов окружающей социальной среды. Сам педагог по приоре выполняет ряд функций и играет несколько ролей:
советчик — порой совет намного эффективнее нравоучений и санкций;
консультант-специалист — если проблема касается конкретной проблемы, ни кто иной, как специалист в этой области не сможет дать развернутый ответ на нужный вопрос ;
представитель учебно-воспитательного процесса, осуществляемого образовательным учреждениемпока ребёнок находится в стенах образовательного учреждения, его представителем становится педагог, который способен нести ответственность в силу своей компетенции Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. — М.: Пед. общество России. 2000. — 304 с.
Как правило, основной образовательный процесс осуществляется в школе, а субъектом образовательной деятельности является классный руководитель, как непосредственный участник воспитательного процесса. В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Щуркова Н. Е. Классное руководство. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
Традиционные формы работы с родителями:
родительские собрания;
общешкольные и общественные конференции;
индивидуальные консультации ;
посещение на дому.
Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний. Это даёт понять, что школа занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.
Успешность собрания зависит от трёх факторов:
тщательной подготовки;
диагностики;
традиций.
Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что ход родительского собрания необходимо планировать. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительского собрания. Гольцева О. В. ://Работа с родителями//.Оргкомитет фестиваля «Открытый урок» М.: Первое сентября, 2014.
Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитания. Родительские конференции должны обсуждать проблемы общества, активными членами которого станут дети, проводятся с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации — это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителями. [Приложение 1].
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьёй. Использовать беседу в работе с родителями для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью. [Приложение 2].
Нетрадиционные формы работы с родителями:
тематические консультации;
родительские чтения;
родительские вечера.
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, это своего рода праздник общения с родителями друга твоего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Таким образом, можно сказать, что основным фактором, влияющим на развитие и воспитания детей, является внутренний климат семьи, её воздействие на психическое, физическое и эмоциональное состояние ребёнка. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на повышение нравственности воспитанников и укрепление авторитета семьи.
Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании, оказание помощи в трудных жизненных ситуациях. Психологически, родители готовы поддержать все требования, дела и начинания. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
От согласованности действий образовательного учреждения и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. В частности, именно школа в лице классного руководителя, обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования — организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.