Бюджетный учёт: понятие, задачи и особенности его правового регулирования
На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н. Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируют единую государственную учетную… Читать ещё >
Бюджетный учёт: понятие, задачи и особенности его правового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджетный учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений; об операциях, приводящих к изменению указанных активов и обязательств.
Задачи бюджетного учета:
- · формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
- · формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- · обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
- · обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На современном этапе развития бюджетного учета можно выделить пять уровней его правового регулирования.
- · Первый уровень правового регулирования составляют Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»; Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы (Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и др.);
- · На втором уровне правовое регулирование осуществляется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н. Указанные нормативные правовые акты Минфина России формируют единую государственную учетную политику для всех организаций сектора государственного управления и устанавливают единый для всех бюджетных учреждений порядок учета и отчетности. Государственная учетная политика реализуется Инструкцией по бюджетному учету № 25н через: план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета; корреспонденцию счетов бюджетного учета; иные вопросы организации бюджетного учета;
- · Третий уровень правового регулирования составляют нормативные правовые акты, издаваемые органами, организующими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по вопросам бюджетного учета (приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета» и др.), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов бухгалтерского учета (постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и др.);
- · Четвертый уровень правового регулирования формируют нормативные правовые акты, издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов, организующих исполнение данного бюджета;
- · К пятому уровню относятся локальные правовые документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету № 25н. Такими документами являются: приказ руководителя бюджетного учреждения об утверждении графика документооборота; приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и др.
- · бюджетирование, ориентированное на результат деятельности учреждения;
- · организация бюджетной функциональной классификации расходов бюджетов по программному принципу в соответствии с целями и задачами государственной политики;
- · среднесрочное бюджетное планирование.
Данная реформа поддерживается новой системой бюджетного учета и отчетности, позволяющей отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.
В результате проведенной Казначейством России совместно с Минфином России работы по совершенствованию методологии бюджетного учета разработаны Единый план счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету, утвержденные приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н. Данный приказ был введен в действие с 1 января 2005 г., и таким образом было обеспечено единство системы учета и отчетности дли всех участников бюджетного процесса на основе единой бюджетной классификации Российской Федерации.
Единый план счетов бюджетного учета содержит в себе полный спектр активов и обязательств, чистой стоимости сектора государственного управления, интегрирован с бюджетной классификацией Российской Федерации, а также предусматривает использование метода начислений при учете государственных операций.
Учетные данные единиц бюджетной системы Российской Федерации, основанные на Едином плане счетов бюджетного учета, консолидируются в соответствии с правилами бухгалтерского учета для получения следующих отчетов:
- · по операциям кассового обслуживания, составляемого органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;
- · главного распорядителя об исполнении бюджета;
- · главного распорядителя, содержащего показатели финансовой деятельности.
Инструкция по бюджетному учету в секторе государственного управления позволяет: обеспечить формирование полной и достоверной отчетности о состоянии активов, обязательств и финансовых результатах деятельности учреждений, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы; консолидировать эту информацию в органах Казначейства.
Субъекты бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 25н подразделяются на три группы:
- 1. органы, организующие исполнение бюджета (финансовые органы);
- 2. органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органы Федерального казначейства);
- 3. главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств.
Такое деление обусловлено теми финансовыми взаимоотношениями, которые складываются между указанными субъектами бюджетного учета, являющимися участниками бюджетного процесса, и четко разграниченными между ними полномочиями в отношении операций по исполнению бюджета.
Объекты бюджетного учета в соответствии с Инструкцией № 25н подразделяются на нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.