Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства
Сегодня основной заботой социального партнерства, как показали исследования, должно стать снижение дифференциации в заработной плате между категориями работающих, а в масштабах всей страны и между отраслями, отдельными предприятиями. Развитие различных форм собственности, сокращение государственного сектора экономики и расширение прав предприятий в установлении систем заработной платы и решении… Читать ещё >
Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальное партнерство — категория рыночного общества, которая возникает, во-первых на определенном уровне его зрелости — экономической, социальной, правовой; во-вторых, с возникновением цивилизованного рынка труда и профсоюзов как представителей работников. Возникновение социального партнерства исследователи данной проблематики связывают с созданием Международной организации труда (МОТ), основанной на трипартизме, формальным моментом становления партнерства считают Президентский Указ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.1991 г. Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров, такими как: представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда; представительство и защита интересов отечественного бизнеса; представительство и защита интересов наемных работников. Эти основные функции направлены на обеспечение социального мира в обществе. Косвенные (сопутствующие) функции в связи с воздействием социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии направлены на обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.
Социальное партнерство является и важнейшим средством снижения уровня напряженности между трудом и капиталом и в обществе в целом. Основным назначением социального партнерства является достижение согласия по разным аспектам трудовой деятельности между тремя социальными субъектами: правительством, предпринимателями (руководителями предприятий) и трудящимися посредством социального диалога. Это возможно тогда, когда в полной мере реализуются основные принципы, на которых базируется система социального партнерства.
Партнерство в процессе осуществления коллективных переговоров должно строиться в соответствии со следующими принципами: трехсторонности, равенства сторон и недопустимости ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей, доверия в отношениях, недопущения конфронтации, открытости и доступности равноправных переговоров, строгого соблюдения культуры полемики, дискуссии, критики позиций, а не личности партнера, завершения переговоров договоренностью.
Эти принципы системы социального партнерства, востребованы в связи с изменением качества рынка труда, становлением и формированием нового типа социально-трудовых отношений, требующих эффективного согласования интересов субъектов трудовых отношений, порой противоположных.
Изменение качества рынка труда и сферы занятости как экономической основы становления нового типа социально-трудовых отношений, рассматривается в работе как противоречивый процесс его формирования в условиях рыночной экономики, выработки определенных принципов и методов построения структуры и механизма его функционирования. В зависимости от масштабов экономического пространства рынок труда формируется на макрои микроуровнях (на предприятии и вне него).
Суть формирования рынка труда состоит в создании экономических связей (прямых и обратных) и социальных взаимодействий между его субъектами. Создается система рынков труда, в которой внутренние и внешние рынки органически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Они не могут существовать друг без друга. Следовательно, принципиальным отличием рынка труда от директивного распределения рабочей силы является возможность многовариантного выбора и непосредственного сочетания различных интересов работодателей и работников путем достижения взаимоприемлемого согласования спроса и предложения.
Наряду с теоретическими и экономическими основами социального партнерства существуют институциональные основы становления партнерства в социально-трудовых отношениях в современной России.
Нормативно-правовая база социального диалога требует своего дальнейшего совершенствования: внесения изменений в действующие законы и принятия новых, обеспечивающих ее развитие; решения важнейших вопросов регулирования социально-трудовых отношений через Трудовой Кодекс, а не через принятие отдельных законодательных актов; повышения адекватности региональной нормативно-правовой базы; приведения в соответствие с федеральным законодательством правового регулирования социально-трудовых отношений на муниципальном уровне.
Система социального партнерства в современных условиях реформирования экономики и социальной сферы приобретает новые черты. Если до недавнего времени органы государственной власти были реально и формально ответственными за всю социальную сферу, и профсоюзы аппелировали в основном к авторитету государства, трипартизм фактически был диалогом двух сторон, то сегодня трипартизм становится диалогом трех сторон. Как показывает опыт развитых стран Запада, механизм и институты трипартизма актуализируются в период кризисных явлений в экономике, а в период интенсивного роста экономики они отходят на второй план по сравнению с различными формами диалога в рамках тарифной автономии. В России особенности трипартизма обусловлены достаточно коротким опытом формирования цивилизованного социального диалога, регулирующей ролью государства в социально-экономической сфере, незавершенностью формирования предпринимательского слоя.
Сегодня основной заботой социального партнерства, как показали исследования, должно стать снижение дифференциации в заработной плате между категориями работающих, а в масштабах всей страны и между отраслями, отдельными предприятиями. Развитие различных форм собственности, сокращение государственного сектора экономики и расширение прав предприятий в установлении систем заработной платы и решении вопросов, связанных с дополнительными расходами на содержание рабочей силы, привели к значительным изменениям в условиях оплаты труда работников различных отраслей экономики. Эти изменения проявились прежде всего в увеличении дифференциации работников по уровню заработной платы и перераспределении отраслей экономики по размеру среднемесячной заработной платы.
Критерием необходимого минимума заработной платы должны выступать расходы на воспроизводство рабочей силы. Воспроизводственный минимум, кроме текущих расходов на поддержание работоспособности человека (они равны стоимости потребительской корзины, уточненной по составу и нормам потребления, с учетом дополнительных затрат по мере коммерциализации социальной сферы), должен учитывать стоимость содержания и обучения ребенка, расходы на самообразование для повышения квалификации, а также минимальные сбережения на случай «форс-мажорных обстоятельств»: болезнь, увольнение, несчастные случаи и др.
В настоящее время разрабатываются предложения по переходу к установлению оплаты труда на основе почасового тарифа. Этот подход имеет ряд преимуществ. Оплата труда на основе почасового тарифа производится за реально отработанное время, что может привести к повышению зарплаты в тех отраслях, продукция которых пользуется устойчивым спросом. Переход к почасовой оплате труда должен способствовать формированию рынка труда — работу будет иметь лишь тот, кто участвует в создании продукции, находящей спрос на рынке товаров и услуг.
В условиях рыночной экономики существенным регулятором отношений в области оплаты труда и всей системы социально-трудовых отношений становится коллективно-договорное регулирование. Так, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ установило приоритетные направления развития законодательства по заработной плате. Региональные и территориальные соглашения в основном содержат нормы, связанные с определением минимальных величин заработной платы при трудоустройстве и высвобождении работников, с сохранением уровня оплаты в периоды безработицы. Отраслевые соглашения, являющиеся основой для разработки коллективных договоров, обычно предусматривают минимальные тарифные ставки работников первого разряда, системы, показатели и условия премирования, различных стимулирующих выплат, рекомендации по нормированию труда.
Для выхода на траекторию устойчивого роста и снижения зависимости экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, стратегической целью экономической политики должен стать рост благосостояния населения, увеличение количества и качества потребляемых благ и услуг, развитие и укрепление внутреннего рынка.
Для реализации этой стратегической цели необходимо решить три основные задачи: внести нормативные изменения в действующую систему распределения доходов (уменьшение налоговой нагрузки на предпринимателей и повышение страховых выплат во внебюджетные фонды и прочее), что при сложившемся высоком уровне дифференциации в доходах позволит более рационально использовать ограниченные трудовые ресурсы; темпы проводимых реформ в отраслях социальной сферы скорректировать с учетом роста доходов и изменением структуры расходов населения, обеспечивая в ближайшей перспективе опережающие темпы роста заработной платы, пенсий, социальных пособий по сравнению с темпами роста ВВП; структурную перестройку экономики направить на ускорение темпов роста производства товаров и услуг для населения и повышение их качества, и на этой основе снижение доли импорта в потреблении населения.
За годы проведения экономических реформ была сформирована среда (макроуровень), которая, в связи с сокращением доли услуг, предоставляемых из общественных фондов потребления на бесплатной основе, резко повысила значение заработной платы, как основного источника формирования затрат на воспроизводство рабочей силы. В то же время она не препятствовала выработке предприятиями (микроуровень) стратегии по минимизации затрат на оплату труда наемных работников: установления минимальной оплаты труда на недопустимо низком уровне; отказа страхования от безработицы; введения единого социального налога, доля которого периодически сокращается и др.
Относительно низкий размер вознаграждения за труд, не соответствующий уровню развития российской экономики и ее потенциалу, той роли, которую играет оплата труда в формировании человеческого капитала, требует от профессиональных союзов усиления давления на органы власти и работодателей для повышения реальной заработной платы.
Главным представителем и защитником законных прав и интересов трудящихся являются профсоюзы, как организованная сила защиты интересов наемных работников. Все профсоюзы, вырабатывая стратегию, отвечающую коренным интересам трудящихся, должны найти оптимальные формы сочетания перспективных и ближайших целей, преодолеть конфронтацию и соперничество за право представлять и защищать интересы работников. Современная российская действительность поставила перед профсоюзами массу проблем: важнейшая из них — повышение популярности в России профсоюзного движения за счет результативности своей работы.
Равноправной стороной социально-трудовых отношений в системе трипартизма все в большей степени начинают выступать предпринимательские организации РСПП, ТПП и другие, то есть в обществе происходит осознание того, что без истинного предпринимателя — инициативного, предприимчивого, творческого хозяина невозможно развивать экономику страны. Главный интерес собственника — инвестировать в экономику и получить прибыль. Острые социальные конфликты — помеха на этом пути. И поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира.
Участие органов государственной власти в решении проблем развития и совершенствования системы социального партнерства является важнейшим фактором реформирования социально-экономических отношений. Ради налаживания эффективного социального партнерства государство должно пойти на серьезные самоограничения (это рекомендуют эксперты Международной организации труда); занять твердую позицию добровольного и узаконенного невмешательства правительственных органов в коммерческо-административную самостоятельность предприятий, самостоятельность профессиональных союзов и прочее. Без такого самоограничения социальное партнерство носит формально-бюрократический и декларативный характер, и его механизмы перестают работать.
Вместе с тем, органы государственной власти должны корректировать стихийные процессы поляризации доходов и не допускать беспредельной социальной дифференциации среди различных слоев населения. Они должны осуществлять перераспределение части денежных средств и других материальных ресурсов в целях поддержания малоимущих слоев. Государство должно продолжать обеспечивать гражданам определенный комплекс бесплатных услуг в сфере здравоохранения, доступности к культурным благам и создавать необходимые условия для социального страхования. Необходимо повышать эффективность функционирования созданного механизма взаимодействия социальных партнеров. Практика работы Российской трехсторонней комиссии показывает, что принимаемые тремя сторонами решения еще не стали обязательными для исполнения их органами исполнительной власти, хотя и являются результатом совместной деятельности.