Теоретические основы управления социальными процессами в образовательном учреждении
Люди непрестанно находятся в фокусе хаотического наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного исследования, то другие — основывают фон для решения людьми их повседневных проблем. Это различие определяет процедуру актуализации текущих процессов, разбиение… Читать ещё >
Теоретические основы управления социальными процессами в образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сорокина П. указала в свой работе, что социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как положительные для большинства людей итоги, так и отрицательные. В начале их появления лежат разногласия, которые возникают между различными социальными группами, которые обладают особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с увлечениями других групп. Подобное положение является совершенно естественным и разрешает обществу находить наилучший путь развития, способный делить увлечения большинства своих людей.
В результате этого появляющиеся в обществе проблемы пробуждают изменения, от которых одни категории людей извлекают выгоду, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь прямыми участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда могут проявлять на них воздействие. Исходные положения этого заключаются в том, что, порождая соответствующие трансформации в обществе, люди, теряют контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих трансформаций.
Например, трансформации в обществе, ведущие к росту доли бедных в структуре общества, могут определяться несовершенством экономического механизма, не обеспечивающего наилучшего дробления материальных ресурсов между людьми.
Осваивая сложную природу процесса обеднения отдельных слоев общества, ученые и политики стараются понять причину этого процесса, факторы, его формирующие, и результаты, к которым он может привести. Решение этого вопроса даже теоретически позволит отыскать вероятные направления подавления этого процесса, основав нужные условия для его фактической элиминации.
Следя за совершающимися в обществе изменениями, давая им оценку, не всегда можно точно прогнозировать результаты, к которым могут привести эти трансформации. Повышение способности общества оценивать и контролировать ход своих трансформаций становится составным элементом социальной культуры и является важнейшим условием его устойчивости.
Социальный процесс надлежит отличать от социального явления — понятия в большей степени распространенного в социологической литературе.
П.Сорокин так определял содержание этого понятия: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за его пределы. Это то, что многие называют „социальной душой“, это то, что другие называют цивилизацией и культурой, это то, что третьи определяют термином „мир ценностей“, в противоположность миру вещей, образующих объект наук о природе. Всякое взаимодействие, между кем бы оно ни происходило, раз оно обладает психическим характером (в вышеуказанном смысле этого слова) — будет социальным явлением».
Социальный процесс обладает более выраженным временным составляющим, придающим объективированный характер изучаемому объекту, позволяя анализировать все свойства последнего в зависимости от времени.
Психическое сопровождение социальных процессов отходит при этом на второй план. Временная обусловленность процесса наиболее интересна в изучении социально-экономических и политических процессов, где фактор времени играет большое значение и служит одним из критериев формализации, объективации процесса.
Люди непрестанно находятся в фокусе хаотического наслаивающихся друг на друга процессов: экономических, политических, социальных, экологических, культурных, инновационных и пр. И если одни процессы могут служить предметом их внимательного исследования, то другие — основывают фон для решения людьми их повседневных проблем. Это различие определяет процедуру актуализации текущих процессов, разбиение ее на две формы: практическую и когнитивную. Практическая актуализация процессов полагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов.
В ходе практической актуализации социального процесса человек расположен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: совершенного игнорирования, адаптации, раскрытого противодействия и целенаправленного ухода. Предпочитая ту или иную стратегию своего отношения к процессам, человек осмысленно занижает смысл одних и, напротив, усиливает важность других, исходя из собственных представлений об этих процессах, достигнутых на основе элементарного жизненного опыта. Определяя перед собой личные цели, человек старается подчинить их логике внешние изменения. [22 с. 39].
Социальные процессы протекают в определенных социальных условиях, всегда имеют своего конкретного носителя, который придает их содержанию определенную специфику. Социальные процессы содержат в себе взаимодействие следующих структурных элементов:
- — объективные условия социального процесса — сама общественная система, окружающая среда, вещественная сфера;
- — субъект социальных процессов, т. е. человек, действующая личность, разнообразные группы людей, трудовые коллективы, общество в целом и присущие ему социальные отношения;
- — объективно существующие потребности и интересы объекта социального процесса — они выступают источником деятельности личности, социальной группы.
- — субъективные условия социального процесса, т. е. способность людей действовать определенным образом;