Формы безналичных расчетов
Организации не всегда располагают достаточным количеством свободных денежных средств на покупку имущества, техники, товаров или материалов. Существуют иные возможности, используя которые организация ведет активную хозяйственную деятельность. Наиболее широко распространение в практической деятельности организации имеют такие формы неденежных расчетов, как товарообменные операции, вексельные… Читать ещё >
Формы безналичных расчетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
В соответствии с Указанием Банка России N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. руб., если эта сумма относится к платежам в рамках одного договора. Покупателя — нарушителя могут оштрафовать по статье 15.1 КоАП РФ на сумму от 400−500 МРОТ с предприятия и от 40 до 50 МРОТ — с должностных лиц. Также необходимо получить чек ККМ. На кассовом чеке обязательно должна быть выделена сумма НДС, т.к. иначе принять входной налог к вычету нельзя.
Безналичные расчеты — это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах:
- — платежными поручениями;
- — расчеты по инкассо;
- — чеками;
- — по аккредитиву;
- — векселями.
Платежные поручения используются для оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете организации платежные поручения помещаются в картотеку банка. Их оплата производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки.
ООО «Русский Стиль-97» применяет для своих расчетов платежные поручения. К исполнению эти документы принимаются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи генерального директора и главного бухгалтера, то есть первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. В компании правом подписи обладают также заместители директора и заместитель главного бухгалтера на случай их отсутствия.
Допускается наличие одной подписи в случае, когда генеральный директор предприятия учет ведет лично. На первом экземпляре должен быть оттиск печати, образец которого вместе с образцами подписей находится в банке.
Для улучшения работы ООО «Русский Стиль-97» с поставщиками, увеличения объема продаж, можно предложить использовать форму оплаты с применением пластиковых карт, которые нашли широкое применение во многих организациях.
Расчеты инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством и предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта.
При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
- 1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
- 2) для взыскания по исполнительным документам;
- 3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.
Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Существуют денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т. д.
Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.
Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.
Простой вексель (соло-вексель) — письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
Переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля), которое дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.
Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента).
Возможность индоссирования векселей должна расширить границы их использования, превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.
Организации не всегда располагают достаточным количеством свободных денежных средств на покупку имущества, техники, товаров или материалов. Существуют иные возможности, используя которые организация ведет активную хозяйственную деятельность. Наиболее широко распространение в практической деятельности организации имеют такие формы неденежных расчетов, как товарообменные операции, вексельные расчеты, исполнение долговых обязательств путем взаимозачетов, отступного или новации, уступка прав требования.
Взаимозачетом принято называть взаимное погашение встречной кредиторской задолженности нескольких организаций. При этом совершенно не обязательно, чтобы задолженность организаций друг перед другом была одинаковой — зачет производится по сумме меньшего долга.
Наиболее простой вариант зачета имеет место тогда, когда два юридических лица имеют задолженность друг перед другом, образовавшуюся из однотипных договоров.
Вместе с тем нет препятствий к тому, чтобы зачету подвергались обязательства, возникающие из двух различных по своей природе договоров. Например, обязательства покупателя, не оплатившего полностью полученные товары, могут быть прекращены зачетом обязательств из договора подряда, в котором покупатель является подрядчиком, а продавец — заказчиком.
Основные требования к взаимозачетам установлены статьей 410 ГК РФ. В статье 410 ГК РФ сказано, что «обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования». Погашаемые обязательства, во-первых, должны быть однородными (либо деньги, либо товары) и, во-вторых, встречными. При этом взаимозачет может быть двусторонним и многосторонним.
Согласно статье 410 ГК РФ, проведение двустороннего взаимозачета возможно в случае, если должник предъявит встречное требование об уплате долга кредитору. Для оформления такого взаимозачета достаточно заявления одной из сторон. Причем вторая сторона обязана такое заявление удовлетворить.
На практике часто встречаются многосторонние взаимозачеты. Основой для их заключения является последовательная (круговая) связь нескольких предприятий посредством взаимной дебиторской и кредиторской задолженностей.
Многосторонние взаимозачеты Гражданским кодексом не предусмотрены. Однако заключение подобных договоров не является нарушением законодательства (например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2000 года по делу N 7222/99). Во-первых, потому, что, согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ, предприятия могут устанавливать в договоре любые, не противоречащие закону условия. Во-вторых, в соответствии со статьей 421 ГК РФ стороны имеют право заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными актами.
Общепринятой формой расчетов между юридическими лицами, связанной с исполнением хозяйственных договоров, является безналичная форма расчетов. При этом расчеты по аккредитиву вместе с расчетами платежными поручениями, чеками, расчетами по инкассо и в иных формах, предусмотренных законом (ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации), являются одной из основных форм безналичных расчетов.
Порядок расчетов по аккредитиву регулируется ст. 867−872 ГК РФ, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами (Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP N 500), положение Банка России от 03.10.02 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» .
Согласно ст. 1186 ГК РФ осуществление расчетов в форме аккредитивов, открытых в иностранной валюте в пользу нерезидентов, относится к гражданско-правовым отношениям, «осложненным иностранным элементом», поэтому положение Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» распространяется на действия российского банка-эмитента в части, не противоречащей международно-правовым Унифицированным правилам, которые являются нормами международного права.
Аккредитив — это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании инструкций клиента (приказодателя аккредитива), обязуется произвести платеж в пользу получателя средств (бенефициара) по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такой платеж.
Аккредитив открывается для каждого поставщика (подрядчика), с которым осуществляется расчеты.
Получить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) сможет только после представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств (поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг). Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).
Существуют такие виды аккредитивов:
- — покрытый и непокрытый.
- — отзывный и безотзывный;
Аккредитив является покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для последующих платежей поставщику (подрядчику). Распоряжаться денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.
Аккредитив является непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив.
Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.
Отзывный аккредитив дает право банку-эмитенту по письменному распоряжению покупателя изменить условия или аннулировать аккредитив, не уведомляя об этом поставщика (например, если нарушены условия договора).
Безотзывный аккредитив может быть изменен или отменен только с согласия поставщика.
При расчетах с поставщиками в ООО «Русский Стиль-97», в зависимости от условий договоров, используются все виды расчетов. Отсрочка платежа в принципе является одним из распространенных видов расчетов, а наличие дебиторской и кредиторской задолженности является нормальным явлением в нынешних условиях, если долги оправданы и если ими разумно управляют.