Законодательная база и организация учета оборотных средств
К документам первого уровня, прежде всего, относят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (ред. от 03.11.2006 г.). Законом определяется усиление юридического статуса норм бухгалтерского учета для организации, закрепляется обязанность ведения и организации бухгалтерского учета в юридических лицах. Закон четко определяет, что ответственность за организацию бухгалтерского… Читать ещё >
Законодательная база и организация учета оборотных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейшим моментом в бухгалтерском учете является система нормативного регулирования. Систему нормативного регулирования можно разделить на документы четырех уровней.
Первый уровень представляют законы и иные законодательные акты, указы Президента, постановления Правительства. Эти документы прямо или косвенно регулируют постановку БУ в организации.
К документам первого уровня, прежде всего, относят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (ред. от 03.11.2006 г.). Законом определяется усиление юридического статуса норм бухгалтерского учета для организации, закрепляется обязанность ведения и организации бухгалтерского учета в юридических лицах. Закон четко определяет, что ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель. Законом определяется место и роль главного бухгалтера, закреплены отдельные положения, связанные со статусом главного бухгалтера. Законом впервые в российской нормативной практике закрепляется ряд положений, относящихся к понятию бухгалтерского учета, определены объекты, задачи бухгалтерского учета, правила оценки имущества и его обязательств, даются понятия синтетического и аналитического учета, Плана счетов бухгалтерской отчетности. Большое место в Законе отведено изложению основных требований к ведению БУ, бухгалтерской документации и регистрации данных. В Законе закреплена система нормативного регулирования.
Важнейшими документами первого уровня является Гражданский, Налоговый кодекс по тем статьям, по которым законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Так, Гражданским кодексом определяется наличие самостоятельного баланса как признак юридического лица; обязанность утверждения годовой бухгалтерской отчетности; дается понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ; определяется порядок организации и ликвидации различных юридических лиц и др.
К этой же группе документов можно отнести Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208, Федеральный закон от 14.06.95 г. N88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учета. В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к бухгалтерскому учету, возможные бухгалтерские приемы, но без конкретного раскрытия к определенному виду деятельности. Это, например, ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от 11.03.08 г. № 22н, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 06.07.99 г. № 43н, ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и др.
К документам третьего уровня относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета (инструкции, указания, рекомендации и т. д.). Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета, Инструкция по его применению. К документам этого уровня относят также многие указания Минфина по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности.
Четвертый уровень документов представляют рабочие документы организации. Они используются при формировании учетной политики организации в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, приказы, распоряжения) (прил. 1).
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построение учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
Общими принципами построения бухгалтерского учета являются:
- — государственное регулирование бухгалтерского учета (Правительством, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресат представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерского учета, их права, обязанности и ответственность;
- — сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с представлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета, его рационализации и совершенствовании;
- — постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции, во внедрении и укреплении полного хозяйственного расчета;
- — обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства;
- — динамичность организации бухгалтерского учета;
- — постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета, научной организации труда бухгалтерских работников;
- — применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя организации.
Он должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Изучение положений, указаний, инструкций и других регламентирующих документов по учету и отчетности необходимо для обеспечения научной организации БУ, соблюдения законодательства, соответствия методологии учета в данной организации методологии учета, установленной для всех организаций, что обеспечит единообразие учетных и отчетных данных в масштабах отраслей и всего народного хозяйства.