Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
На первом уровне основным нормативным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность… Читать ещё >
Нормативное регулирование учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Оплата труда — это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает 4 уровня:
На первом уровне основным нормативным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность [7].
При списании затрат на оплату труда для целей налогообложения необходимо руководствоваться ст. 254 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) [4].
Расширенный перечень расходов на оплату труда приведен в ст. 255 НК РФ. К расходам на оплату труда относятся:
- — любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
- — стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления;
- — связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления;
- — расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При осуществлении расходов на оплату труда необходимо также учитывать вступивший в действие Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ) с 1 февраля 2002 г. [5].
Непосредственно, системы оплаты труда, общие уровни заработной платы и отдельных выплат, устанавливаются следующими нормативными документами (статья 135 ТК РФ):
- — в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, — соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
- — в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) — законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
- — в отношении работников других организаций — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
На втором уровне основными нормативными документами являются Стандарты (Положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности [13,16].
Из перечисленных положений особенно важным является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 08.11.2010), поскольку в нем изложены основные принципы учета, а также Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от 08.11.2010);
Третий уровень составляют методические рекомендации, инструкции, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями [12].
Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами, к ним, в частности, относятся методические указания (типовые указания и рекомендации по ведению учета), подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующему ПБУ, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению, а также унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ.
Четвертый уровень включает рабочие документы конкретной организации, которые определяют особенности организации и ведения учета оплаты труда.
Основными из них являются документ об учетной политике предприятия, утвержденные руководителем формы первичных учетных документов, графики документооборота, утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета и утвержденные руководителем формы внутренней отчетности [11].
Проверенные первичные учетные документы организации аудитор записывает в свои рабочие документы. Основными направлениями законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда являются прием на работу, увольнение сотрудников, начисление и выплата заработной платы, удержания из заработной платы, депонирование невыплаченной своевременно заработной платы, предоставление отпуска, оплата пособий по временной нетрудоспособности.
Соблюдая Российское законодательство расходов на оплату труда можно добиться правильной организации постановки учета.
Нормативная база аудита операций по учету труда и его оплате может быть представлена в виде трех основных блоков:
- 1) Нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность аудиторов (Федеральный закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 28.12.2010 г.), стандарты аудиторской деятельности);
- 2) Нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета труда и заработной платы;
- 3) Локальная нормативная документация аудируемого предприятия, а также регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская документация, подлежащая проверке.