Биография М.Ю. Лермонтова
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски… Читать ещё >
Биография М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года — 15(27) июля 1841 года) — выдающийся русский поэт.
Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787−1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795−1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773−1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.
Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..», 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон». В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.
В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812−1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 [" К Сушковой", «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал…»), «Я не люблю тебя: страстей …» ]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813−1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830−1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр «отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830−1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830−1831 [" 30 июля. (Париж) 1830 года", «10 июля. (1830)» ], событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830−1831) и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832−1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774−1775 годов.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815−1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи [" К Лермонтов" («У ног других не забывал…», 1831), «Она не гордой красотою…», 1832, и другие], так и поздние произведения: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона». Её образ проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера). В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины. Далее можно заметить спад.
После 1832 года Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая — к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей», 1832; «Аул Бастуиджя». 1833−1834; «Хаджи-Абрек», 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек» — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским. В романе «Княгиня Литовская» Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему «физиологии» 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835−1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.
В период 1836—1837 годов. Лермонтов создает «Боярина Оршу» (1835−1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838). Своего рода аналогом «Песни…» в лирике Лермонтова было «Бородино», отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — «микро-эпос» о народной войне 1812 года.
В 1835—1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…», в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремясь передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Народный характер поэт раскрыл в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце». В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским («Памяти А. И. Одоевского», 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838−1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи». В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Герой нашего времени» .
Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838—1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и «гармоническая точность» в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», но остался холоден к социально-философским основам их учения («Родина», 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки». Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» .
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову княжной М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору. В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.