Литература германского фашизма
Правительство установило контроль над всеми культурными организациями, вплоть до самого маленького литературного клуба, самой незаметной провинциальной газеты, самого мелкого деревенского театра. Фашистская идеология способствовала некому падению литературы как таковой, и вместо прямого просветительского значения книги, превратила её в средство влияния на сознание масс. С момента захвата власти… Читать ещё >
Литература германского фашизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественная значимость, как и влияние фашистской литературы, часто изначально недооценивались. Это объясняется тем, что до сих пор литература ясно выраженного фашистского характера существует только лишь в её начальном виде, и формально-художественный уровень её весьма низок.
С момента захвата власти национал-социалисты начали активнейшую деятельность в культурной сфере, включая и литературную. В 1930;х годах основными их мероприятиями были следующие:
Учреждение все германского министерства пропаганды; назначение комиссаров по делам культуры; обеспечение фашистского большинства во всех культурных организациях; создание больших сословных культурных организаций; полная ликвидация свободы печати; разгром враждебных издательств; аресты пролетарских и левобуржуазных писателей; сопровождавшиеся страшными истязаниями и пытками; поход на книгу с чёрными списками и витринами «вредной книги» — всё это свидетельствует о той огромной серьёзности, с которой германские национал-социалисты подходили к вопросам литературной политики. [3,118−120]
Правительство установило контроль над всеми культурными организациями, вплоть до самого маленького литературного клуба, самой незаметной провинциальной газеты, самого мелкого деревенского театра.
В большой речи об искусстве, произнесенной Геббельсом, тот убеждал культурных деятелей не считать фашизм чем-то преходящим и кратковременным, а рассматривать его как событие, которое послужит импульсом и даст зарядку, быть может, трем-четырём поколениям. К такой идеологии непосредственное отношение имело так называемое литературное строительство. Несколько десятков националистских издательств проводили между собой своеобразное разделение труда. Например, издательства Шталлинг и Шлиффен специализировались на «общих прусско-германских чувствах», издательство В. И. Корн «взяло патент» на «прусский дух в его надвременной основе», издательство Фурхен — на «внедрение христианства в нацию», издательство «Тат» — на «привлечение новых сил к коллективной ответственности» и т. д. Различные книжные серии, многочисленные журналы, и литературные приложения — все эти литературные средства были пущены в ход для культурного строительства германского фашизма. Для того чтобы идеология могла существовать, необходима поддержка масс. Общественное мнение в умелых руках являет собой великую силу, его можно изменить, более того можно им и манипулировать. [4, 1]
Те читательские слои, которые составляли основную часть, не имели денег на покупку национал-социалистской литературы и, кроме того, предпочитали ей бульварные и уголовные романы. «А буржуазный писатель, если он хоть немного ценил литературную „традицию“, „культурность“ и её качество, ставил вопрос так: „Что эта книга, только националистская, или её и читать можно?“ И убеждался, что читать её нельзя». [3, 120]
Дешёвая массовая и бульварная литература, выходящая из-под пера анонимных и непритязательных авторов, выбрасываемая на рынок в десятках тысяч экземпляров, не упоминаемая ни в одной истории литературы, часто оказывала буржуазии куда более ценные услуги, чем официальная, признанная литература.
Значение для фашизма этих невидимых групп общественного мнения двояко. Одно из них — это подготовка масс к войне. Германия была буквально переполнена книжками о войне и о солдатах. На другую разновидность массовой литературы возлагается задача бороться с большевизмом внутри страны и превозносить национал-социализм, например, «Бравый гитлерёнок Квек». [3, 120−123]
Установив открытую диктатуру в области литературы и провозгласив тенденциозность своей литературы, писатели признаются в том, что раз и навсегда вынуждены отказаться от реализма в художественном изображении. А, следовательно, неизбежен низкий уровень фашистской литературы — как по содержанию, так и по форме.
Фашистская идеология способствовала некому падению литературы как таковой, и вместо прямого просветительского значения книги, превратила её в средство влияния на сознание масс.