Общественное мнение.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения
Мнение как раз следовало бы рассматривать как связующее звено традиции и разума. Но в настоящее время совершенно иная ситуация. Общественно мнение наоборот создаёт некую борьбу между традициями и разумом: разрушает привычные идеи и установления, прикрываясь разумом, действую под лозунгом: «Пора что-то менять!», или же, наоборот, осуждает новаторов за отхождение от обычаев, традиций. Общественное… Читать ещё >
Общественное мнение. Влияние СМИ на формирование общественного мнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определение и структура общественного мнения
Данная работа посвящена выявлению факторов влияния СМИ на формирование общественного мнения, поэтому нужно разобраться и в том, что подразумевается под термином «общественное мнение».
Прежде всего следует заметить, что в слове мнение обыкновенно смешиваются два понятия, которые, правда, спутаны, но которые должен различать тщательный анализ: мнение в собственном смысле слова — совокупность суждений, и общая воля — совокупность желаний [5, 27]. Но именно общественное мнение здесь будет рассматриваться преимущественно с первой точки зрения, но не исключительно.
Мнение общества не стоит путать с традициями, нормами, разумом. Традицииэто накопленный и сгущенный экстракт из того, что составляло мнение умерших, наследие необходимых и спасительных предубеждений, часто тягостных для живущих, нормаобщепринятые правила в данном обществе. Разум — рациональные, хотя часто безрассудные личные суждения избранных, которые изолируются, и мыслят, и выходят из общего потока, чтобы служить для него плотиной или направлять его. Священники в прежние времена, философы, ученые, правоведы, соборы, университеты, судебные учреждения — являются поочередно или одновременно воплощением этого устойчивого и направляющего разума, который редко отличается и от страстных и стадных увлечений масс, и от двигателей или вековых принципов, заложенных в глубине их сердца [5, 25].
Мнение как раз следовало бы рассматривать как связующее звено традиции и разума. Но в настоящее время совершенно иная ситуация. Общественно мнение наоборот создаёт некую борьбу между традициями и разумом: разрушает привычные идеи и установления, прикрываясь разумом, действую под лозунгом: «Пора что-то менять!», или же, наоборот, осуждает новаторов за отхождение от обычаев, традиций. Общественное мнениедостаточно сложное понятие, но в работах по социологии существуют определения данного явления.
Общественное мнение — специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес [6,74].
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями: 1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации, 2) сформировать общественное мнение, когда его нет, 3) усилить уже существующее мнение общественности.
Затронув понятие об общественности, нужно так же разобраться в этом термине. Общественность подразумевает под собой группу людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию.
То есть общество всегда реагирует на проблемы, а эта реакция даёт толчок к дальнейшему развитию. Получается, что общественное мнение — это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
Общественное мнение — это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение — это консенсус.
Сформированное отношение человека к чему-либо проявляется в форме мнения. Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение определяется рядом факторов:
- 1) личные — физические и эмоциональные компонента индивидуума, включая возраст, общественный статус, физическое состояние;
- 2) культурные — жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного).
Политические кандидаты национального масштаба обычно апеллируют к культурным характеристикам конкретных регионов страны;
3) образовательные — уровень и качество образования человека.
Апеллирование, обращение к современной образованной аудитории требует все более сложных коммуникаций;
- 4) семейные — учитывающие происхождение людей. Дети часто приобретают мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют их в дальнейшем;
- 5) социальный класс — позиция в обществе. Изменение социального статуса людей влечет изменение их отношений. Так, студенты учебных заведений могут изменить свое отношение к общественным явлениям после вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности;
- 6)этническая принадлежность как стиль жизни.
Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением"1 Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т. е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) — необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т. е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение — это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
Общественное мнение включает в себя множество элементов, причин возникновения, является социальным институтом, следовательно, оно является системой.
Исходя из того, что общественное мнение система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала. Рациональный, эмоциональный и волевой компоненты составляют сущностное начало. Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонентэто знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта. Следует согласиться с Рукавишниковым В. О. в определении этого компонента: «Заключение насчет рационально мыслящей общественности можно делать при соблюдении следующих условий: 1) Люди получили достаточно информации по данному вопросу, ибо нельзя обсуждать вопрос, ничего не зная, либо зная очень мало, так что практически валидный вопрос здесь это вопрос о корректности и количестве информации, необходимой для формирования мнения; 2) Готовность отвечать на вопросы без эмоций; 3) Если детальный анализ ответов на взаимосвязанные вопросы выявляет некоторую связь в ответах» [7,58]. Эмоциональный компонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов. Поэтому третьей составляющей будет волевой компонент, т. е. определенные действия субъектов общественного мнения. Тесная взаимосвязь этих компонентов наделяют общественное мнение специфической духовно практической целостностью. Далее рассмотрена динамическая структура общественного мнения (от зарождения до исчезновения), состоящая из нескольких стадий:
- — зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. Человек хочет поделиться своим мнением, оценкой, его собеседник тоже, таким образом и зарождается постепенно групповое мнение;
- — формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей. Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы;
- — функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены;
- — спад: это снижение массового интереса к проблеме. Она становится для большинства людей не актуальной, либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему. Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;
- — отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет». Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах.
Общественное мнение имеет свои каналы выражения:
- — поведение во время выборов (всех уровней);
- — участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т. п.;
- — посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи);
- — митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т. д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);
- — через лоббистские структуры и группы давления;
- — и есть еще один, специфический, специально организованный социологический [8].
Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью само-компенсации. То есть речь здесь идёт о том, что если перекрывается какой-либо из множества каналов, то потоки перераспределяются по другим каналам. Даже в случае жёсткого запрета на, к примеру, критику правительства, эта критика будет выходить из менее крупных каналов: межличностное, семейное общение, контакты малых социальных групп и др.
Выше было сказано о том, что на изменения общество реагирует. Но если реакции на крупные изменения в стране нет, то это не самая благоприятная ситуация, так как невозможно прогнозировать дальнейшие действия общества. Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей экономической, политической и социальной.