Фармакокоррекция дислипидемии у собак: клиническое исследование
Общий белок до начала лечения был повышен и составил в 1 группе 89,05±3,48 г/л и 92,31±4,01 г/л во второй, что можно объяснить как излишне калорийным питанием пациентов (о чем свидетельствовали данные анамнеза), так и воспалительным поражением печени на стадии декомпенсации. Через 30 суток терапии данный показатель снизился, но остался повышенным относительно нормы и составил 81,43±3,01, что… Читать ещё >
Фармакокоррекция дислипидемии у собак: клиническое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Фармакокоррекция дислипидемии у собак: клиническое исследование
Гиперлипидемия — распространенное нарушение метаболизма у мелких домашних животных. Одним из самых серьезных её осложнений считается панкреатит [7]. Для коррекции гиперлипидемии у животных помимо диетотерапии используют пребиотики, фосфолипиды и противовоспалительные агенты, но их эффект, как правило, непродолжителен [5]. Это обусловливает необходимость разработки новых эффективных и безопасных средств для фармакокоррекции данной патологии. В настоящей работе использовали новое комплексное лекарственное средство на основе полипре-нилфосфата натрия (ППН) и бета-ситостерина, полученных из зелени пихты.
Материалы и методы. Использовали комплексное лекарственное средство (рабочее название Витапрен) на основе ППН и бета-си-тостерина. Одна таблетка производства ООО Гамаветфарм содержала 8 мг ППН и 10 мг бета-ситостерина, а в качестве вспомогательных веществ — стеарат магния — 2,5 мг и сорбит 229,5 мг. В качестве препарата сравнения применяли аторвастатин (Тева фармацевтические предприятия ЛТД, Израиль).
В исследование было включено 40 собак разных половозрастных групп, разделенных на 2 группы: 35 голов в 1-й группе и 5 — во 2-ой. Собакам 1-й группы (опытная) при лечении давали комплексное лекарственное средство внутрь в дозе 3−6 мг/кг веса 2 раза в сутки в течение 2-х месяцев. Собакам 2-й группы (контрольная) — аторвастатин внутрь в дозе 0,4 мг/кг веса. дислипидемия пребиотик витапрен токсичность Клинические исследования (осмотр, пальпация, аускультация. термометрия, наличие аппетита, исследование видимых слизистых оболочек) проводили общепринятыми в ветеринарии методами на базе Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова и ветеринарной клиники доктора Анникова (г. Саратов).
Гематологические исследования (количество лейкоцитов, эритроцитов, уровень гемоглобина, гематокрита) проводили на гемоанализаторе «Mindray BC-2300» (Китай), с использованием стандартных реагентов. СОЭ определяли на аппарате Панченкова, а подсчет лей-кограммы проводили исследованием мазка крови, окрашенного набором Лейкодиф-200.
Биохимические исследования сыворотки крови выполняли на анализаторе «BioSystems BTS-350» (Испания), с использованием реактивов фирмы «Диакон ДДС». Исследования проводили до начала лечения, а также через 30 и 60 суток терапии.
Ультрасонографические исследования проводили на аппарате MyLab 20. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью программы Statistica 6.
Результаты и обсуждение. При определении нозологического профиля болезней собак, сопровождающихся нарушением липидного обмена, было установлено, что поражения кожи и желудочно-кишечного тракта у собак присутствуют в 15,5% случаев (50 животных из 620 пришедших на первичный прием), из них у 80% (40 голов) наблюдается дислипидемия.
Среди этих животных 27 были кастрированы. Высокая пропорция дислипидемии у таких собак, скорее всего, связана с нарушением липидного обмена, возникшего в результате снижения уровня половых гормонов.
На момент начала лечения клинически у больных дислипидеми-ями наблюдали ослабление или отсутствие аппетита и жажды, галитоз, у некоторых животных — рвоту и диарею. Слизистые оболочки чаще всего были бледно-розового цвета. При пальпации брюшная стенка напряжена и болезненна. Шерстный покров тусклый и взъерошенный, волос плохо удерживался в волосяной луковице. Тургор кожи ослаблен, у некоторых животных на коже имелись алопеции или экзематозные поражения.
Через 30 суток терапии у животных опытной группы клинически наблюдали улучшение аппетита, у четырех животных сохранился галитоз, рвота и диарея прекратились. Брюшная стенка при пальпации мягкая и безболезненна. Шерстный покров оставался тусклым, волос плохо удерживался в волосяной луковице, у некоторых животных алопеции, мокнущие экземы перешли в сухие. Нормализовался тургор кожи.
При лечении животных контрольной группы возникли осложнения (рвота, диарея, потеря аппетита, абдоминальные боли), из-за чего терапию аторвастатином пришлось прекратить.
Через 2 месяца терапии у животных опытной группы наблюдали хороший аппетит, галитоз исчез. Шерстный покров тусклый, волос хорошо удерживался в волосяной луковице, на месте алопеций появлялся новый волос, отмечалось ослабление экзематозного процесса.
Из данных видно, что до начала терапии у животных обеих групп наблюдали повышенный уровень гематокрита, что связа, но с дегидратацией из-за наличия у животных рвоты и диареи. По этой же причине отмечали повышение уровня эритроцитов и гемоглобина.
Сдвиг нейтрофильного ядра вправо косвенно свидетельствует о сни- 15 жении резистентности, вызванной, очевидно, нарушением барьер ной функции печени по причине ее гиперлипидемии (стеатоза).
Как показывают данные, уровень хо лестерина до начала лечения был повышен и составил в 1-й группе 8,26±1,45 и 7,98±1,78 ммоль/л, что указывает на патологию печени и нарушение липидного обмена. Через 30 суток терапии в 1-й группе его уровень несколько снизился и составил 6,98±0,73. Через 60 су ток терапии показатель снизился до нормальных величин 5,31±0,98 ммоль/л.
Концентрация триглицеридов в крови до начала лечения была повышена, что связано с нарушением липидного обмена и составила 3,63±0,9 в 1-й группе и 3,45±0,7 ммоль/л во 2-й. Через 30 суток этот показатель в опытной группе снизился, но остался повышенным отно сительно нормы (2,43±0,83 ммоль/л). К моменту окончания лечения уровень триглицеридов отмечен на верхней границе нормы.
Уровень аланинаминотрансферазы в начале лечения был повы шен и составил в 1-й группе 63,51, а во 2-й — 71,35±4,67 U/L, что свидетельствует в данном случае, вполне очевидно, о поражении гепатоцитов. Через 30 суток терапии у животных опытной группы уро вень АЛТ повысился по отношению к начальным данным и составил 69,89±2,43 U/L. На момент окончания лечения этот показатель до стиг референсных величин.
Уровень лактатдегидрогеназы до начала лечения был несколько повышен, и постепенно снижался в процессе лечения.
Уровень щелочной фосфатазы до начала лечения составил 89,4±3,89 и 85,61±3,67 U/L в 1-й и 2-й группах, соответственно. Повышение этого показателя также свидетельствует о поражении печени. В процессе лечения уровень щелочной фосфатазы постепенно снижался и к концу лечения составил 68,25±2,1 U/L, что свидетельствует о некотором гепатопротективном влиянии комплексного препарата на основе полипренилфосфатов и бета-ситостерина.
Общий белок до начала лечения был повышен и составил в 1 группе 89,05±3,48 г/л и 92,31±4,01 г/л во второй, что можно объяснить как излишне калорийным питанием пациентов (о чем свидетельствовали данные анамнеза), так и воспалительным поражением печени на стадии декомпенсации. Через 30 суток терапии данный показатель снизился, но остался повышенным относительно нормы и составил 81,43±3,01, что может свидетельствовать о сохраняющихся воспалительных явлениях в печени. К концу лечения его уровень пришел в норму.
Уровень кальция был незначительно снижен в обеих группах до начала лечения, но уже к 30 суткам пришел в норму. Возможно, снижение уровня общего кальция связано с нарушением его всасывания из кишечника.
Уровень ионизированного кальция также понижен в обеих группах до начала терапии, но на 30-е сутки лечения достиг нормальных величин.
С-реактивный белок обнаруживался в крови на протяжении всего лечения. Однако, если в начале лечения его уровень составил 6,16±1,02 и 7,01±1,23 мкмоль/л в 1-й и 2-й группе, соответственно, в середине 5,37±1,84 мкмоль/л, то к концу лечения он снизился до 2,12±0,76, что говорит о присутствии воспалительных единиц при дислипидемиях и об их незначительном сохранении в конце эксперимента [1].
Результаты исследований показали, что дислипидемии регистрируются в 80% случаев у животных с поражением кожи и желудочно-кишечного тракта (40 голов из 50). Через 30 суток терапии Витапреном отмечается улучшение аппетита, у четырех животных сохранился галитоз, рвота и диарея прекратились. Брюшная стенка при пальпации мягкая и безболезненна. Шерстный покров тусклый, волос плохо удерживался в волосяной луковице. У некоторых животных алопеции, мокнущие экземы перешли в сухие. Нормализовался тургор кожи. В группе контроля пришлось прекратить наблюдение по причине негативных явлений, связанных с применением аторвас-татина. Гематологические изменения на протяжении всего периода лечения существенно не изменялись. Тем не менее, нормализация уровня гемоглобина, гематокрита и эритроцитов, что было связано с ослаблением интоксикации.
Нормализация уровня холестерина и триглицеридов (5,31±0,98 ммоль/л и 1,01±0,76 ммоль/л, соответственно) к окончанию эксперимента позволяет судить о восстановлении липидного обмена. Снижение концентрации аланинаминотрансферазы с 63,51±3,23 до 49,51±1,23 U/L свидетельствует о восстановлении гепатоцитов. Косвенно это подтверждается результатами динамики щелочной фосфатазы с 89,4±3,89 до 68,25±2,1 U/L и лактатдегидрогеназы с 274,36±10,31 до 201,48±7,67 U/L, и общего белка с 89,05±3,48 до 65,31±3,42 г/л. Динамика данных биохимических показателей, а также С-реактивного белка свидетельствует об ослаблении окислительного стресса. Выявление у всех пациентов гипертриглицеридемии и гиперхолестеринемии говорит о наличии у них метаболического синдрома (МС). В качестве нозологической единицы МС был введен в 2004 году. При МС нарушен обмен белков и липидов, к основным диагностическим показателям относят ожирение, гипертриглицери-демию, гиперхолестеринемию и др. В группе самого высокого риска находятся кастрированные коты и стерилизованные суки среднего возраста. Для коррекции МС рекомендуют диетотерапию, пребио-тики, пробиотики, противовоспалительные агенты, антиоксиданты, а также препараты центрального действия — симпатомиметики; для коррекции дислипидемии — никотиновую кислоту, ниацин [8]. Терапия статинами у собак и кошек не применяется из-за побочных реакций: рвоты, диареи, потери аппетита, абдоминальных болей. Поскольку проявления МС обратимы на любой стадии, кроме инсулинозависимой формы диабета, поиск средств его фармакокоррекции у МДЖ является высоко актуальной задачей [2]. В недавнем исследовании при фармакокоррекции МС у 4 собак и кошек с помощью Витапрена наблюдали нормализацию основных показателей липидного обмена, содержания в крови билирубина, щелочной фосфатазы и у — глутамил-транспептидазы, а также снижение повышенной массы тела [3].
Использованное в настоящей работе комплексного лекарственного средства под рабочим названием Витапрен относится к гиполи-пидемическим средствам. Входящие в его состав полипренилфосфаты, стимулируя продукцию ИФН I типа, подавляют активность SREBP2 (белка 2, связывающегося со стерол-регулирующими элементами) и, как следствие, синтез холестерина, а бета-ситостерин конкурентно ингибирует всасывание холестерина в кишечнике, подавляя его взаимодействие с рецепторами NPC1L1 — белка 1, похожего на белок Ниманна-Пика С1 [6]. Кроме того, полипренилфосфаты, подавляя активность ферментов 5-липоксигеназы и 15-липоксигеназы, оказывают противовоспалительное действие [4], а также защищают печень, стимулируя регенерацию гепатоцитов. Учитывая природное происхождение и доказанное при доклинических испытаниях отсутствие токсичности и побочных эффектов, комплексное лекарственное средство Витапрен может быть рассмотрено в качестве перспективного средства фармакокоррекции метаболичекого синдрома у мелких домашних животных.
- 1. Бажибина Е. Б., Коробов А. В., Середа С. В., Сапрыкин В. П. Методологические основы оценки клинико-морфологических показателей крови домашних животных. М., Аквариум, 2004. с126 .
- 2. Данилевская Н. В., Иовдальская Е. В. Проблема метаболического синдрома у мелких домашних животных в современной зарубежной литературе. РВЖ МДЖ 2013, N2. С.31−33
- 3. Переслегина И. О., Санин А. В., Пронин А. В., Наровлянский А. Н. Фармакокоррекция гиперлипидемии у собак и кошек: 4 клинических случая. РВЖ. МДЖ. 2015(2).
- 4. Санин А. В., Суханова С. А., Проскурина О. В., Митрохин Н. М., Ганшина И. В., Судьина ГФ., Санина В. Ю., Виденина А. А., Кожевникова Т. Н., Санин А. А., Ожерелков С. В., Саличев А. В., Пронин А. В., Наровлянский А. Н. Исследование противовоспалительной активности фоспренила в эксперименте. РВЖ МДЖ. 2011(4) — 17−20.
- 5. Штайнер Й. М. Использование рационов с низким содержанием липидов у собак с желудочно-кишечными заболеваниями. Vetpharma 2012 (60) c.55−56
- 6. Pronin AV, Danilov LL, Narovlyansky AN, Sanin AV. Plant Polyisoprenoids and Control of Cholesterol Level. Archivum Immunologiae et Therapiae Experimental 2014 62(1)-pp 31−39.
- 7. Thomason J.D., Flatland D., Calvert C.A. Hyperlipidemia in dogs and cats Vet. Med. 2007 (102)-pp588−598.
- 8. Xenoulis PG, Steiner JM. Lipid metabolism and hyperlipidemia in dogs. Vet J. 2010 Jan;183(1)-pp12−21.