Понятие и содержание правового режима земель, предоставляемых органам федеральной службы безопасности
Земли органов ФСБ — земли со смешанным правовым режимом Современное земельное законодательство, разграничивая земли на различные категории, допускает как их дальнейшее деление внутри категории, так и использование земли не по целевому назначению. Подобный подход обусловливается тем, что одни и те же земли используются для различных целей. Закон определяет, что «земля и природные ресурсы… Читать ещё >
Понятие и содержание правового режима земель, предоставляемых органам федеральной службы безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обеспечение государственной безопасности является важнейшей внутренней функцией любого современного государства. Конституция Российской Федерации отнесла данную функцию к исключительной компетенции Российской Федерации. Государству политически необходимо осуществлять эффективное управление рядом объектов собственности и, в первую очередь, обеспечивающих стратегические и оборонные интересы, несмотря на то, что в последнее десятилетие земельное законодательство развивается в направлении частноправовых начал. Регулирование отношений, связанных с такими объектами, обеспечит безопасность личности, общества и государства.
Земли органов Федеральной службы безопасности (далее — ФСБ) являются ярким тому примером. Определение особенностей правового режима таких земель способствует правильному применению правовых норм, совершенствованию земельного законодательства.
Земли, предоставленные или переданные органам ФСБ для выполнения их функций, играют стратегическую роль в обеспечении национальной безопасности, что дает основание предполагать установление особенностей правового режима таких земель.
Особенности правового режима земель органов ФСБ от правового режима земель министерства обороны, выражаются:
- 1) в установлении в отношении земель органов ФСБ постоянного публичного сервитута;
- 2) в особом порядке предоставления земельных участков органам ФСБ для нужд государственной охраны.
Выделение земель органов ФСБ в отдельный вид земель обусловливается рядом объективных факторов и условий, заставляющих установить особенности как управления в сфере использования, так и в установлении оснований и порядка приобретения прав на землю, гарантий защиты титульных владельцев. Такими факторами и условиями являются:
- -выполнение органами ФСБ на этих землях функций по обеспечению национальной безопасности;
- — близость сопредельных государств;
- -наличие обстоятельств, обусловливающих отнесение этих земель в иную отдельную категорию
Данные обстоятельства определяют следующие особенности земель органов ФСБ, обусловливающие характер земельных отношений, складывающихся как между органами публичной власти, так и между органами ФСБ с отдельными физическими и юридическими лицами. [8].
Основное целевое назначение земель органов ФСБ — обеспечение национальной безопасности Являясь органами исполнительной власти, реализующими политику обеспечивающую безопасность государства, органы ФСБ организуют свою служебную деятельность в соответствии с публичной целью по следующим направлениям:
- · контрразведывательная деятельность;
- · борьба с терроризмом;
- · борьба с преступностью;
- · разведывательная деятельность;
- · пограничная деятельность;
- · обеспечение информационной безопасности.
Посредством указанной деятельности органы ФСБ отвечают за безопасность государства.
Закон определяет, что национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Таким образом, национальная безопасность является комплексным понятием, приоритетным направлением обеспечения которой является защита личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В данном контексте вся Российская Федерация является той территорией, на которой должна обеспечиваться безопасность.
Земли органов ФСБ — земли со смешанным правовым режимом Современное земельное законодательство, разграничивая земли на различные категории, допускает как их дальнейшее деление внутри категории, так и использование земли не по целевому назначению. Подобный подход обусловливается тем, что одни и те же земли используются для различных целей. Закон определяет, что «земля и природные ресурсы используются органами федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством». Земли органов ФСБ, находясь в большинстве случаев в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, фактически могут относиться и к другим категориям.
Примером может служить прохождение государственной границы по рекам (граница с Китайской Народной Республикой проходит по рекам Уссури и Амур). При этом земли, отведенные для надлежащего содержания государственной границы, будут одновременно землями водного фонда.
Нахождение в пределах особо охраняемой территории органов ФСБ заставляет соблюдать соответствующий режим. Например, правовой режим государственного природного заповедника предполагает получение разрешений со стороны дирекции государственных природных заповедников на использование земли в пределах такого заповедника.
Режим земель лесного фонда обязывает соблюдать соответствующие правила со стороны должностных лиц и иных сотрудников органов ФСБ.
Территориальные пределы земельных участков, предоставленных органам ФСБ, устанавливаются правовыми актами Если обратиться к источникам военного права, то в них эти территориальные пределы конкретизируются. Так, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности» «Земельные участки приобретенные за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью. Земля используется органами федеральной службы безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы федеральной службы безопасности освобождаются от всех форм платы за использование природных ресурсов». Как следует из закона, эти земли находятся на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Для охраны государственной границы в пределах приграничной территории пограничные органы имеют право на возведение необходимых инженерно-технических сооружений, осуществление строительства линий связи и коммуникаций, размещение техники и вооружения на предоставляемых в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормам.
Закон о Государственной границе определяет, что приграничной территорией признается пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и другие территории, прилегающие к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Для осуществления своих функций ФСБ России имеет право на возведение зданий, строений и иных сооружений. Такая недвижимость, как правило, находится на территории воинской части, пределы которой определяются на основании ведомственных актов.
Для проведения пограничного контроля организуются пункты пропуска через государственную границу, порядок установления границ которых определяется Правительством Российской Федерации.