Цели и задачи аудита
В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» — «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними… Читать ещё >
Цели и задачи аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели и задачи аудита
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций по нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита — это проверка финансовых отчетов с целью:
- ? подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
- ? проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
- ? контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- ? выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:
- ? все ли активы и пассивы отражены в отчете;
- ? все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:
- 1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
- 2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
- 3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
- 4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны); бухгалтерский финансовый доход
- 5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);
- 6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
- 7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
- 8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).
В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» — «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств» .
Цели аудита:
- 1. степень общеприемлемости;
- 2. правильное включение сумм;
- 3. завершенность;
- 4. право собственности (по включенным суммам);
- 5. оценка;
- 6. правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;
- 7. разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);
- 8. арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);
- 9. раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).
Задача аудитора состоит:
- ? в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
- ? в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
- ? в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция — это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Подготовка аудиторской проверки имеет отношение, как к аудиторским организациям, так и к аудируемым лицам. При подготовке аудита необходимо руководствоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности, в частности:
- * правилом (стандартом) № 12 «Согласование условий проведения аудита» ;
- * правилом (стандартом) № 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица» .
Как правило, организация имеет право выбора аудиторской организации или аудитора для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг. При проведении обязательного аудита выбор несколько сужается, так как обязательный аудит не может проводиться индивидуальным аудитором, т. е. организация может обратиться только в аудиторскую компанию. При проведении обязательного аудита в организациях, у которых в уставном капитале доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25% выбор ограничивается только аудиторскими организациями-победителями открытого конкурса на право проведения аудита указанных организаций.
Могут существовать также и иные ограничения, например при аудите целевых средств, полученных от Агентства США по международному развитию (USAID), аудит могут проводить только аудиторские организации, рекомендованные AMP США. В случае, если организация не может заключить договор с рекомендованной аудиторской организацией и выбирает другую компанию, то этот вывод должен быть согласован с AMP США до проведения аудиторской проверки.
В любом случае при выборе аудиторской организации или аудитора следует учитывать следующие факторы:
- * наличие лицензии (до тех пор, пока законодательством требуется обязательное лицензирование аудиторской деятельности);
- * соблюдение принципа независимости;
- * наличие у аудиторской организации достаточного числа сотрудников для проведения аудиторской проверки организации;
- * наличие положительных отзывов от других клиентов;
- * отсутствие претензий к аудиторской организации со стороны других клиентов;
- * * наличие у аудиторской организации договора страхования риска ответственности за нарушение договора на аудиторскую проверку.
В свою очередь аудиторская организация имеет право выбора клиентов. Рекомендуется выпустить внутрифирменный стандарт по их подбору.
Соблюдается принцип независимости — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц.
Аудиторская организация до начала проверки имеет право ознакомиться с учредительными документами клиента, списком учредителей и руководителей, балансом и формой № 2 с расшифровкой и т. п.
При выборе клиента аудиторская организация должна установить:
- · виды деятельности организации-клиента;
- · размер организации-клиента;
- · причину, по которой клиент проводит аудиторскую проверку;
- · готовность руководства организации предоставить необходимую для аудита информацию;
- · готовность руководства организации вносить изменения и исправления в бухгалтерский учет и отчетность по результатам проверки.
Важным на данном этапе является применение федерального правила стандарта) № 15 «Понимание деятельности аудируемого лица» .
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество аудиторских фирм, и перед экономическими субъектами стоит проблема выбора. Самый простой способ выбрать аудиторскую фирму — довериться рекламе. Однако это и самый ненадежный способ, поскольку нет уверенности в качестве и надежности работы рекламируемой фирмы.
Часто экономические субъекты используют рекомендации деловых друзей, партнеров, знакомых или черпают информацию из специальной литературы, посещений семинаров, выставок и пр.
Основными критериями отбора аудиторских фирм являются:
- · численность персонала и его опыт;
- · оборот фирмы;
- · наиболее крупные клиенты фирмы;
- · уровень цен на услуги;
- · возможные предоставляемые льготы;
- · степень ответственности за качество аудита;
- · наличие филиалов в регионах;
- · продолжительность работы на рынке;
- · наличие соответствующей лицензии;
- · ассортимент предоставляемых услуг.
Численность персонала и оборот аудиторской фирмы можно установить, используя регулярно публикуемые в прессе рейтинги аудиторских фирм.
Поскольку в условиях рынка цена на услуги различна в разных фирмах, экономические субъекты имеют возможность выбора аудиторских фирм и по этому параметру.
Некоторые аудиторские фирмы предоставляют своим постоянным клиентам определенные льготы относительно цены, времени оказания услуги, предоставления конкретных аудиторов, а в своих рекламных буклетах (или, используя другие формы оповещения) перечисляют наиболее известных своих клиентов для дополнительного подтверждения своего статуса, солидности и значимости на рынке аудиторских услуг. Эти факторы также следует учитывать при выборе аудиторов.
Важный критерий выбора аудиторской фирмы — степень ответственности за качество своей работы, которую аудиторская фирма готова нести в соответствии с договором на проведение аудита (диапазон ответственности, которую согласна взять на себя аудиторская фирма по договору на аудит, очень широк).
Наличие филиалов в регионах может быть лишь вспомогательным критерием в тех случаях, когда это важно для экономического субъекта.
Продолжительность работы на рынке аудиторских услуг — критерий, свидетельствующий об имеющемся опыте. Конечно, экономическому субъекту следует убедиться в том, что аудиторская фирма имеет непросроченную лицензию на соответствующий вид услуг.
Чем шире ассортимент услуг, которые предоставляет аудиторская фирма, тем это удобнее экономическому субъекту, так как при необходимости в одной и той же фирме он может получить исчерпывающую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы.
При проведении конкурса на выбор аудиторской организации правила такого выбора определяются условиями конкурса. Условия конкурса могут быть индивидуальными либо типовыми, утверждаемыми государственными органами (например, при проведении аудита организаций, в уставном капитале которых есть доля госсобственности).
Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значение основных финансовых показателей, представленные в таблице.
Показатель бухгалтерской отчетности аудируемого лица. | Значение показателя, тыс. руб. | Учитываемая доля показателя %. | Учитываемое значение показателя. |
Выручка от продаж (стр. 010 ф. № 2). | 876 420. | ||
Итог баланса (стр. 300 ф. № 1). | 735 600. | ||
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050 ф. № 2). | 138 000. | ||
Чистая прибыль (стр. 140 ф. № 2). | 115 000. | ||
Запасы (стр. 210 ф. № 1). | 157 300. | ||
Уставные капитал (стр. 410 ф. № 1). | 10 000. | ||
Оборотные активы (стр. 290 ф. № 1). | 47 000. |
Задание: определите уровень существенности, учитывая, что согласно порядку его нахождения, установленному внутренним стандартом аудиторской организации, возможно исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 50%.
Округление найденного общего уровня существенности допускается по правилам округления до числа, заканчивающегося на «00», но не более чем на 5%.
Решение:
1) Рассчитываем учитываемое значение показателя, для этого умножаем значение показателя на его учитываемую долю:
Показатель бухгалтерской отчетности аудируемого лица. | Значение показателя, тыс. руб. | Учитываемая доля показателя %. | Учитываемое значение показателя. |
4 (= гр.2/гр. 3). | |||
Выручка от продаж (стр. 010 ф. № 2). | 876 420. | 17 528.4. | |
Итог баланса (стр. 300 ф. № 1). | 735 600. | 14 712.0. | |
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050 ф. № 2). | 138 000. | 5520.0. | |
Чистая прибыль (стр. 140 ф. № 2). | 115 000. | 5750.0. | |
Запасы (стр. 210 ф. № 1). | 157 300. | 12 584.0. | |
Уставные капитал (стр. 410 ф. № 1). | 10 000. | 1000.0. | |
Оборотные активы (стр. 290 ф. № 1). | 47 000. | 1880.0. |
2) Найдем среднее арифметическое значение учитываемых показателей.
- 3) В соответствии с внутренним стандартом аудиторской организации, исключим из расчета показатели 1 000, 1 800 и 17 528,4 так как они отклоняются от среднего значения более чем на 50%.
- 4) Новое среднее арифметическое составит:
Полученную величину допустимо округлить до 10 000 руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. (10 000 — 9 641,5) / 9 641,5 *100 = 3,7%, что находится в пределах 2. Ответ: общий уровень существенности составит 10 000 руб.