Цивилизационный подход к типологии государств
Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует, видимо, учитывать тины цивилизаций. Тем более что в учении Тойнби о различных цивилизациях, как и в учении Шпенглера о различных культурах, пет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого в юриспруденции можно прямо строить… Читать ещё >
Цивилизационный подход к типологии государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «цивилизация» утвердилось в XVIII в. в эпоху Просвещения в тесной связи с понятием «культура» .
Цивилизационный подход, который пользуется большой популярностью на Западе, был впервые сформулирован деятелями русской науки и культуры Николаем Яковлевичем Данилевским (1822−1885) и Константином Николаевичем Леонтьевым (1831 — 1891). Н. Я. Данилевский был первым, кто научно и системно разработал учение о цивилизации, которую обозначил как «культурно-исторический тип». В дальнейшем этот подход был использован в трудах немецкого философа Освальда Арнольда Готгфрида Шпенглера (1880−1936) (наиболее известная его книга — «Закат Европы») и английского историка Арнольда Джозефа Тойнби (1889−1975) и получил мировое признание.
В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (лат. civilis — «гражданский, государственный»). Основное предназначение термина «цивилизация» в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.
Цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование конкретного социума и жизнедеятельность человека.
Один из вариантов изучения истории при помощи понятия «цивилизация» изложен А. Дж. Тойнби в 12-томном труде «Постижение Истории» («А Study of History»), вышедшем в свет в течение 1934−1961 гг. Он полагал, что различие цивилизаций заключается прежде всего в образе мышления, а наименьшее значение имеют географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе.
Тойнби выделил в мировой истории 21 цивилизацию (египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др.) и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не имея целью проводить на этой основе типологию государств.
Если выделять тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то типологии может и не получиться. Для этого следует, видимо, учитывать тины цивилизаций. Тем более что в учении Тойнби о различных цивилизациях, как и в учении Шпенглера о различных культурах, пет какого-то специального исследования проблем государства и права, на основе которого в юриспруденции можно прямо строить типологию государства или типологию права.
Цивилизационный подход к типологии государств является, по всей вероятности, перспективным. Однако на данный момент он находится в стадии становления, и в учебной литературе четкого деления государств на типы ио этому критерию не проводится. В основном называются лишь принципы такого подхода.
В обособлении и характеристике типов государств по цивилизационному признаку профессор А. Б. Венгеров исходит из таких типов цивилизаций, как первичные и вторичные, которые разделены по уровню их организации. Для первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) характерны:
- • огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры;
- • соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе.
Вторичным цивилизациям (западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.) свойственны:
- • отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях;
- • двойственное положение правителя, олицетворявшего государство: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой — его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна[1].
Можно заметить, в том числе и из приведенного примера, что при цивилизационном подходе практически не проводится (или невозможно провести) различия между обществом и государством.
В литературе справедливо отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности[2].
Таким образом, в типологии государств следует учитывать и формационный подход, и цивилизационный, а также другие возможные подходы.