Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Пути оказания педагогической поддержки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. Б. Филонов считает, что предупредить и устранить девиантное поведение можно, используя педагогическую поддержку. В чем же выражается педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений… Читать ещё >

Пути оказания педагогической поддержки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению О. С. Газмана (19) основными принципами обеспечения педагогической поддержки могут служить следующие:

Согласие ребенка на помощь и поддержку.

Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.

Вера в эти возможности.

Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

Совместность, сотрудничество, содействие.

Конфиденциальность (анонимность).

Доброжелательность и безоценночность.

Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

Реализация принципа «Не навреди» .

Рефлективно-аналитический подход к процессу и результату.

Пути оказания педагогической поддержки осуществляются через этапы.

Существуют диагностический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный этапы.

Диагностический — фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Целью диагностического этапа является осознание ребенком сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Важно помочь ребенку сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы?

Задача педагогов на данном этапе — помочь школьнику сформулировать проблему самому, то есть поговорить.

Поисковый — организация совместного с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности, взгляд на ситуацию со стороны).

Целью поискового этапа является принятие ребенком на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы. Помочь выявить связанные с проблемой факты и обстоятельства, причины, которые привели к затруднению, — задача педагога.

Поисковый этап может представлять собой длительный процесс, включающий обсуждение, наблюдение, встречи с людьми, которые имеют отношение как к истории возникновения проблемы, так и к разрешению ее. Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший период, через год, при переходе на следующую ступень обучения, если не принимать никаких действий. По ходу выявления факторов и фактов причин появляются предварительные, «рабочие» выводы и способы выхода из проблемы.

Важно проявлять внимание к любым способам, которые называет ребенок, не высказывать оценочных и критических суждений. Обсуждение преимуществ того или иного способа имеет целью выбор самим учеником адекватного его состоянию способа разрешения проблемы. Задача педагога — поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае.

Договорный — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. Договорный этап позволяет выстраивать взаимодействие школьника и педагога в направлении решения проблемы, и главное, в распределении действий на добровольной основе: кто и что берет на себя. Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности открывает путь к пристраиванию действий.

В результате разделения функций открывается возможность проектирования своей деятельности как школьником, так и педагогом. Желание ребенка самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы — уже само по себе является важным результатом педагогической работы. Однако этот порыв может оказаться неуспешным, если не будет помощи взрослого.

Деятельностный.

1) Действует сам ребенок: со стороны педагога — одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы.

2) Действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.

Деятельностный этап является таковым не только для ребенка, чтобы обеспечить успех, педагог должен поддерживать человека и морально-психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия. Разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: психолога, врача, психоневролога, социального педагога и учителя предметника. Поэтому педагог не только обращается к специалистам за консультацией, но и координирует действия их по оказанию помощи ребенку в разрешении проблем.

Рефлективный — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Рефлективный этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут «открыться» невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобится переформулировать проблему и искать новые пути ее разрешения.

Обсуждая с ребенком продвижение к разрешению проблемы, выделяют ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность спроектированных действий. Особое внимание педагог проявляет к чувствам и эмоциям ребенка, оказывает помощь в выражении собственных чувств. Педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, сам оценивает как способ действия, так и достигнутый результат. Важно помогать ребенку замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. Эти задачи решаются на рефлексивном этапе, который может быть как самостоятельно выделен, так и пронизывать всю деятельность.

Ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности требует осмысление такого понятия, как «индивидуальная работа». Она предусматривает особую форму педагогической деятельности, в основу которой положен новый для российской педагогики метод — индивидуальное педагогическое консультирование.

Суть его сводится к тому, чтобы способствовать и облегчить процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности (19).

Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин выделяют такой путь педагогической поддержки как тактика «помощи» .

Тактика «помощи» направлена на вывод ребенка из состояния «жертвы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой» .

Тактика «помощи» прежде всего направлена на создание условий эмоционального комфорта для ребенка. Чтобы ребенок оказался способным разблокировать свою активность, ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах ребенка, что, в свою очередь, становится условием для его самореабилитации.

Тактика «помощи» в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.

В педагогической поддержке педагог имеет дело с реальной проблемой ребенка. Чтобы начать действовать в тактике «помощи», ему необходимо представить, чего (или кого) боится ребенок извне, чего боится в самом себе. Диагностика затруднений ребенка бывает эффективной, если предварительно педагог обращал внимание на поведение ребенка, исследовал причины его поведения в разных ситуациях.

Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Педагог должен помочь ребенку обязательно удовлетворить эту потребность.

Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать преодолеть страх и начать действовать. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребенок не должен разочаровываться в себе и людях, поскольку это может еще больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребенка от этого разочарования.

Образовательный эффект тактики «помощи» состоит в том, что ребенок, столкнувшись с проблемой, ощущал себя незнающим, «хуже всех», а совершив самостоятельные действия, обрел опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Я могу быть таким же успешным, как и другие. Все видели, как я сам успешно справился с задачей «.

Используя тактику «поддержки», ребенка ничему «специально» не учат и не воспитывают, он освобождается от прямых требований и указаний извне: «Ты должен!». Помощь создает ему перспективу и точку опоры для самопознания, самоанализа, самоопределения, самореализации в условиях эмоционального комфорта.

В тактике «помощи» педагог целенаправленно выполняет потребность ребенка быть среди других равным другим.

Помогая, педагог ни в коем случае не должен позволять никому (и себе в том числе) что-либо делать за ребенка, если он может сделать это сам. Ребенку необходимо убедиться, что он может обойтись без посторонней помощи, быть в этом не хуже других.

" Помощь" создает условия для самоиспытания ребенка и при этом минимизирует переживание ошибок за счет эмоциональной поддержки. Таким образом, ребенок может воспринимать ситуацию одновременно с позиции собственного «я» и с позиции других людей:

  • — он видит, что окружающие смотрят на него с уважением;
  • — он видит, что действительно смог представить им нечто такое, за что они признали его достойным уважения;
  • — он чувствует радость от того, что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым (Таблица).

Таблица 1 Модель тактики «помощи» как целостной деятельности.

Смысл.

Цель.

Средства.

Результат.

Образование как источник свободоспособности ребенка.

Создать условия для самореализации ребенка в решении собственной проблемы.

Эмоциональная поддержка и ситуативная помощь ребенку в процессе его самоиспытания в проблеме.

Решение ребенка пробовать активно действовать, опыт успешной самореализации в ситуации проблемы.

С. Юсфин и Е. Коваленко предлагают в качестве пути оказания педагогической поддержки — договор.

Итак, что же собой представляет договор как средство педагогической поддержки?

Прежде всего, он появляется в ситуации, когда у ребенка реально существует проблема, но ребенок в стремлении преодолеть ее оказывается «недостаточным». Ему нужна помощь, и педагог, как взрослый человек, профессионал, готов и может ее оказать.

Таким образом, ребенок заинтересован в педагоге как в помощнике в совместном разрешении собственной проблемы. В чем же заинтересован педагог? В том, чтобы проблема ребенка действительно была разрешена. И чтобы по ходу ее разрешения ребенок получил бы возможность развития качеств, позволяющих ему становиться более оспособленным к самостоятельному решению подобных ситуаций.

Из этого подхода следует, что педагог оказывает поддержку, раскрывая, актуализируя реальные и потенциальные возможности и ресурсы ребенка для самостоятельного действия в проблеме, и оказывает помощь только там, где сам ребенок справиться с чем-то не может.

По их мнению, существует два типа причин, вызывающих «недостаточность» ребенка в решении его проблем:

  • 1) Отсутствие в опыте и сознании ребенка механизмов самоопределения и самореализации,
  • 2) Неумение выстраивать взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми при реализации своих интересов.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть проблему, педагог направляет свои усилия на создание условий, при которых ребенок сможет развить и дополнить собственную «недостаточность» и получить опыт как образец успешного разрешения проблемы.

Договор строится на соотнесении личных интересов субъектов, и они объединяются вместе именно для того, чтобы реализовать собственный интерес Субъекты дополняют друг друга, поэтому «недостаточность» одного восполняется возможностями другого.

Договор строится на соотнесении взаимных обязательств и ответственностей.

Договор — это открытое проявление доверия партнеров друг к другу, готовности к открытому обсуждению возникающих проблем и поиску совместного, обоюдно устраивающего решения.

Освоение педагогами договора как типа отношений, выстроенного на добровольности, паритетности, взаимном уважении и ответственности, позволит взрослому более глубоко освоить договорную этику и показать ребенку образец разрешения противоречий на гуманистической основе, исключающей насилие и манипуляцию личностью. Договор становится естественным и эффективным средством педагогической поддержки, поскольку эта деятельность напрямую сопряжена с разрешением проблемных ситуаций и конфликтов. Для освоения данного средства одновременно важны соответствующая установка педагога на ребенка и взаимодействие с ним, стремление самосовершенствоваться в развитии гуманистических отношений и овладение специальными знаниями и технологиями, позволяющими выстраивать профессиональную деятельность адекватно заявляемым целям (72).

По мнению Е. В. Змановской, договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Он оформляется в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта (23).

Л. Б. Филонов считает, что предупредить и устранить девиантное поведение можно, используя педагогическую поддержку. В чем же выражается педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например, конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и прочее (70).

Сразу скажем, что педагогическую поддержку нельзя планировать и организовывать так же, как прежде планировалось и было организовано воспитание (воспитательная работа). Педагогическая поддержка нуждается в совершенно других методах — не управление, не руководство, не контроль, а обеспечение условий самоуправления и самоорганизации.

При решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик или сочетает несколько, следуя развитию ситуации, нередко педагог довольно длительное время, решая различные проблемы, придерживается какой-то одной тактики, поскольку она содержит достаточно условий для освоения ребенком определенных позиций и необходимого уровня самостоятельных действий. Умение пользоваться тактиками позволяет педагогу быть гибким и мобильным, оказывая поддержку ребенку в конкретной ситуации, при этом, насколько возможно, делая ее образовательной. Кредо тактики «защиты»: ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Педагог, используя тактику «защиты» :

  • 1) Через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребенка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие;
  • 2) Через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства;
  • 3) Развивает в ребенке способности избавляться от страха перед обстоятельствами.

" Защита" необходима тогда, когда в результате чьих-то действий ребенок становится жертвой обстоятельств, то есть находится в ситуации, когда его активность или блокирована извне, или заранее оценивается как неуспешная. Такая ситуация содержит в себе реальную угрозу развитию достоинства ребенка.

" Защита" нужна и тогда, когда объективно никто не блокирует активность ребенка, но он субъективно ждет наказания за это. Такая ситуация создается потому, что ребенок блокирован «мнимой угрозой», но мнимость ее не осознает.

Следует особо подчеркнуть, что любая угроза, реальная или мнимая, требует от педагога деятельности по защите ребенка. Но в первом случае педагог будет реализовывать тактику «защиты», а во втором — тактику «немощи» .

" Защита" представляет одну из таких тактик педагогической поддержки, которые используются в ситуации, когда по тем или иным причинам ребенок становится «белой вороной», «гадким утенком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих.

" Защита" - это сказка о любви к «гадкому утенку», ставшая педагогической реальностью.

Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Суть данной позиции в том, что «адвокат» согласен с ребенком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен в этом. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же человек, как все!» .

Поэтому «адвокат» защищает право ребенка быть успешным: не уметь делать то, что умеют делать все; право на поиск, пробу и ошибку; право отстаивать свое достоинство; право на защиту своих прав.

" Адвокат" :

уточняет, выявляет источник угрозы (причины, вызывающие стойкую негативную ситуацию);

исследует источник появления этих причин;

проектирует и осуществляет деятельность по нейтрализации этих источников;

при необходимости подключает других людей, помогающих действиям «адвоката» .

" Педагогическая адвокатура" рассматривает ситуацию неуспешности ребенка с позиции его права на достойное образование. Эта позиция учитывает следующие вопросы:

  • 1) Защищены ли права ребенка как ученика?
  • 2) Защищены ли права ребенка в ситуации жизнедеятельности класса, школы?
  • 3) Созданы ли условия в образовательном учреждении для реализации права ребенка на достойное образование?

" Педагогическая адвокатура" действует строго в данном смысловом поле:

  • 1) Защищает право ребенка на достойное образование.
  • 2) Ограждает ребенка от негативного, враждебного отношения к нему других людей.
  • 3) Отстаивает «презумцию невиновности» ребенка, столкнувшегося с проблемой.
  • 4) Квалифицирует как недопустимое недостойное действие, попытку взрослых «навесить» на ребенка ярлык не успешности, поскольку прямое и целенаправленное посягательство на самооценку ребенка способствует его стойкому неверию в свои силы, в себя, могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех» .

Позиция «буфера», как и позиция «педагогической адвокатуры», направлена на внешние, негативные обстоятельства, «жертвой» которых является ребенок. Позиция «буфера» больше рассчитана на компромиссные решения, чем позиция «педагогической адвокатуры». Классный воспитатель, понимая, что он не будет услышан в позиции «адвоката», тем не менее, пытается если не изменить, то хотя бы смягчить негативное обстоятельство, уменьшить их прессинг на ребенка.

Классный воспитатель занимает позицию «буфера», вставая между ребенком и обстоятельствами, принимая часть удара на себя.

Позиция «буфера» реализует тактику «защиты», она проявляется, если:

активность ребенка жестоко блокируется извне;

по отношению к ребенку существует предвзятое мнение, навязываемое ему как «объективное» («наклеивают ярлык»);

попытки ребенка к действию кем-то заранее оцениваются как неуспешные;

ребенок вольно или невольно провоцирует эти ситуации (69).

Таким образом, в качестве основных путей оказания педагогической поддержки ученые предлагают следующие:

поддержка через диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный этапы;

тактика «помощи» ;

договор;

тактика «защиты» .

В нашей работе рассматривались пути и способы оказания педагогической поддержки и пути предупреждения, устранения девиантного поведения у школьников любого возраста. Мы особо выделяем подростковый возраст, поэтому далее мы рассмотрим психолого-педагогические особенности и проблемы подросткового возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой