Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Государственное управление сельским хозяйством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики… Читать ещё >

Государственное управление сельским хозяйством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственное управление сельским хозяйством — это управление в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья, обеспечения населения продовольствием, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического снабжения агропромышленного производства.

Основными объектами государственного управления являются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и другие агропромышленные предприятия.

Специфику регулирования рыночных аграрных отношений определяют:

во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства;

во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;

в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

Необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство несет ответственность перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.

Задачами государственного управления в области сельского хозяйства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Управление агропромышленным комплексом включает трехуровневую систему органов управления в аграрной сфере: федеральный, региональный (субъектов Федерации), муниципальный (органов местного самоуправления). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, а также в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Государственное управление отличается от регулирования тем, что регулирование не предполагает прямое подчинение субъектов регулирования, скорее речь идет о создании условий, правил, норм поведения для достижения поставленных целей и задач.

Цель государственного управления в аграрном секторе — создание условий для эффективного функционирования формирований отрасли. Чтобы достичь этой цели, государство должно взять на себя значительное количество обязанностей.

Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и административные.

Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.

Административный и экономический методы — основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.

Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений — метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.

Данный метод выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников. На практике все чаще применяется метод дозволения.

Основа этого метода заключается совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством. При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких—либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно—производственной деятельности.

Значимость государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли обусловлена обеспечением продовольственной безопасности страны и необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей, многие из которых имеют низкую рентабельность и имеют неблагоприятное финансовое состояние. При этом многие предприятия, зачастую, являются единственными, кто обеспечивает занятость в сельских территориях, и являются плательщиками налогов. Выделяют меры прямой и косвенной государственной поддержки. К мерам прямой государственной поддержки относится поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах.

В нынешних условиях, когда Россия является членом Всемирной торговой организации, следует уделять значительное и основное внимание к косвенной государственной поддержке отрасли, которая в рамках организации классифицируется как «зеленая поддержка». В настоящее время, благодаря усиленному вниманию к сельхозтоваропроизводителям со стороны государства, удалось улучшить состояние в агропромышленном комплексе. Объём расходов федерального бюджета России на сельское хозяйство за последние 10 лет вырос, внедряются новые программы развития.

Из таблицы 1 видно, что объем средств выделяемы из федерального бюджета с 2006 по 2013 годы растет и на 2013 год составляет 172,9 миллиарда рублей. В количественном измерении расходы за 7 лет выросли примерно в 3 раза: с 64,3 миллиардов рублей до 172, 9.

Таблица 1. Расходы федерального бюджета на поддержу сельского хозяйства.

Годы.

Расходы, млрд. руб.

64,3.

80,6.

98,3.

135,4.

137,5.

149,5.

169,9.

172,9.

Темп роста в %.

;

121,9.

137,7.

101,5.

108,7.

113,6.

101,7.

В 2013 году начала действовать государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013;2020 годы, аналогичная программа действовала в период с 2008 по 2012. Как видно из диаграммы на рисунке 1 основная поддержка программы направлена на развитие растениеводства и животноводства: 36 процентов средств будет выделено на развитие животноводства, и на растениеводство — 31 процентов соответственно. Эти отрасли являются приоритетными направлениями в аграрной политике России на ближайшие годы.

Основным недостатком принятой программы следует считать то, что пострадала самая важная часть проекта — технологическое переоснащение отрасли. Вместо 118 млрд. рублей запланированных в предыдущем проекте программы на него оставили только 23 миллиарда. Что наиболее значимо в контексте вступления России в ВТО. В этом — основная претензия к принятой правительством программе развития АПК. Она должна была стать спусковым крючком технологической революции в отрасли.

Список использованных источников

сельскохозяйственный продовольствие аграрный.

  • 1. Берестюк О. А. Государственное участие в управление развитием сельского хозяйства России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 4. — 121−128.
  • 2. Файзуллин, Г. Г. Правовые основы государственного управления сельским хозяйством.//Аграрное и земельное право. -2013. — № 5.-С. 124−148.
  • 3. Файзуллин Г. Г. Реализации государственной политики в области управления сельским хозяйством//Аграрное и земельное право. 2013. № 6 (102). С. 116−147.
  • 4. Файзуллин Г. Г. Cодержание управления сельским хозяйством//Аграрное и земельное право. 2013. № 9 (105). С. 129−150.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой