Самодиагностика.
Лидерство в бизнесе
У вас есть возможность купить или взять напрокат чрезвычайно необходимое для вашей компании оборудование. После анализа всех фактов какой выбор вы сделаете? После оценки стиля лидерства необходимо перейти к оценке ситуационных переменных: отношений «лидер — группа», структурированности задачи и позиции власти. Может ли лидер непосредственно или обращаясь наверх влиять на продвижение или понижение… Читать ещё >
Самодиагностика. Лидерство в бизнесе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Тест «Наименее предпочитаемый сотрудник» для модели Фидлера.
Отметьте, пожалуйста, галочкой интервал на континууме сравнений двух противоположных качеств. Чем ближе отметка к одной из характеристик сотрудника (например, неприятный), тем менее вами это качество в сотруднике предпочитаемо и тем более предпочитаемо противоположное качество.
Например, если вы отметили на континууме первой пары «1», то это будет означать, что неприятные сотрудники наименее предпочтительны для вас.
Приятный. | Неприятный. | ||||||||
Дружелюбный. | I. | Недружелюбный. | |||||||
Несговорчивый. | Покладистый. | ||||||||
Скованный. | Непринужденный. | ||||||||
Сдержанный в общении. | Близкий в общении. |
Холодный. | Сердечный. | ||||||||
Содействующий. | Препятствующий. | ||||||||
Скучный. | Интересный. | ||||||||
Конфликтный. | Уживчивый. | ||||||||
Унылый. | Жизнерадостный. | ||||||||
Откровенный. | Скрытный. | ||||||||
Ненадежный. | Надежный. | ||||||||
Внимательный к людям. | Невнимательный к людям. | ||||||||
Грубый. | Вежливый. | ||||||||
Лицемерный. | Искренний. | ||||||||
Добрый. | Злой. |
Вычислите среднюю по всем характеристикам и отметьте точку на континууме.
Стиль лидерства.
После оценки стиля лидерства необходимо перейти к оценке ситуационных переменных: отношений «лидер — группа», структурированности задачи и позиции власти.
Оценка ситуационных перемен
Во всех последующих тестах отметьте, пожалуйста, интервал, который, на ваш взгляд, наиболее точно описывает положение дел в вашей компании.
1. Отношения лидера и группы.
Утверждение. | Полностью согласен. | Согласен. | Ни да, ни нет. | Не согласен. | Полностью не согласен. |
Люди, которыми я руковожу, испытывают трудности, работая друг с другом. | |||||
Мои подчиненные — надежные и заслуживающие доверия люди. | |||||
Есть основания считать, что люди, которыми я руковожу, находятся в дружеских отношениях друг с другом. |
Утверждение. | Полностью согласен. | Согласен. | Ни да, ни нет. | Не согласен. | Полностью не согласен. |
Мои подчиненные всегда солидарны со мной при выполнении своей работы. | |||||
Существуют трения между мной и моими подчиненными. | |||||
Мои подчиненные оказывают мне помощь и поддержку во время работы. | |||||
Люди, которыми я руковожу, при выполнении работ действуют заодно. |
Вычислите среднюю по всем характеристикам и отметьте точку на континууме.
Отношения лидера и группы.
2. Структурированность задачи.
№. п/п. | Ясна ли цель? | Как правило. | Иногда. | Редко. |
Существует ли образец, рисунок, модель или детальное описание конечного продукта, устройства? | ||||
Есть ли человек, который может дать совет или описание конечного продукта или изделия, либо объяснить, как должна быть выполнена работа? | ||||
Может ли работа быть выполнена единственным способом? | ||||
Есть ли конкретная последовательная процедура, которая в деталях описывает процесс работы? | ||||
Есть ли определенный способ разбить задачу на части или шаги? | ||||
Существуют ли способы, которые явно лучше других при выполнении задания? |
№. п/п. | Ясна ли цель? | Как правило. | Иногда. | Редко. |
Существует ли единственно возможное решение? | ||||
Очевидно ли, что результат получен и он правильный? | ||||
Существуют ли руководство, инструкция или описание, определяющие лучшее решение или лучшее выполнение работы? | ||||
Легко ли определить правильность выполнения работы? | ||||
Есть ли общепринятый способ оценки качества продукта? | ||||
Проводится ли оценка на количественной основе? | ||||
Могут ли лидер и группа определить, насколько хорошо выполняется работа тогда, когда еще можно внести коррективы? |
Вычислите среднюю по всем характеристикам и отметьте точку на континууме.
Структурированность задачи.
- 2. Позиция власти.
- 1. Может ли лидер непосредственно или посредством рекомендаций наверх поощрять и (или) наказывать своих подчиненных?
Может действовать непосредственно или рекомендовать наверх с полным успехом. | |
Может рекомендовать, но с неоднозначным результатом. | |
Не может. |
2. Может ли лидер непосредственно или обращаясь наверх влиять на продвижение или понижение в должности, принимать на работу и увольнять своих подчиненных?
Может действовать непосредственно или рекомендовать наверх с полным успехом. | |
Может рекомендовать, но с неоднозначным результатом. | |
Не может. |
3. Обладает ли руководитель знаниями, необходимыми для того, чтобы ставить задачи подчиненным и давать инструкции по их выполнению?
Обладает. | |
Иногда или в некоторых отношениях. | |
Не обладает. |
4. Входит ли в обязанности руководителя оценивать успешность работы подчиненных?
Входит. | |
Иногда или некоторые стороны. | |
Не входит. |
5. Обладает ли руководитель официальным титулом власти в организации (директор, начальник отдела, бригадир и т. д.)?
Да. | |
Нет. |
Вычислите среднюю по всем характеристикам и отметьте точку на континууме.
Позиция власти
3. Опросник стилей лидерства П. Херси и К. Бланшара.
Инструкция. Ниже представлены восемь гипотетических ситуаций, в которых вы должны принять решение, затрагивающее вас и участников вашей группы. Для каждой ситуации выберите описание действий, которые вы предпримете, обозначая его соответствующей буквой:
А — позволю членам группы самостоятельно решить, что им нужно делать;
В — поинтересуюсь мнением участников группы, но приму окончательное решение самостоятельно;
С — приму самостоятельное решение, но дам свои разъяснения;
D — приму самостоятельное решение, сказав группе, что надо делать.
- 1. В условиях финансового давления вы должны урезать бюджет своего отдела. Что именно вы сократите?
- 2. Чтобы уложиться в сроки и отпечатать важный текст, кто-то из вашего секретариата должен будет работать допоздна. Кто это будет?
- 3. Как тренер команды организации по футболу вы должны сократить свою команду до 20 человек из 25 заявленных в списке. Кто покинет команду?
- 4. Служащие вашего отдела должны составить график летних отпусков так, чтобы офис функционировал все лето. Кто первый принимает решение?
- 5. Как председатель социального комитета вы отвечаете за определение темы корпоративного бала. Как вы поступите?
- 6. У вас есть возможность купить или взять напрокат чрезвычайно необходимое для вашей компании оборудование. После анализа всех фактов какой выбор вы сделаете?
- 7. Ваш офис ремонтируют. Как вы выбираете цветовую палитру для стен?
- 8. Вместе со своими коллегами вы приглашаете высокопоставленного гостя компании на обед. Как вы решаете, в какой ресторан пойти?
Обработка результатов
Полученные результаты суммируются и определяется преобладающий стиль лидерства:
А — делегирующий: слабая ориентация и на задачу, и на людей;
В — участвующий: слабая ориентация на задачу, сильная на людей;
С — поддерживающий: высокая ориентация и на задачу, и на людей;
D — директивный: высокая ориентация на задачу и низкая на людей.