Принципы управления, их связь с целью и методами
Методы менеджмента. С помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое. Они имеют сугубо практическое применение. Методы — это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой, процесс воздействия на персонал фирм с целью… Читать ещё >
Принципы управления, их связь с целью и методами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принципы управления (ПУ) — основные правила, которые должны соблюдаться управленческими работниками при принятии различного рода решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях. В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления (см рис. 3.4). Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становится принципами (смотри в приложении принципы А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда). В основе ПУ лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной работы. Они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры (например, японская и американская модели менеджмента). ПУ выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, методам, структуре, персоналу, функциям. В принципах управления различают их функциональное назначение и конкретное содержание. ПУ можно разделить на: общие для всех видов управления; относящиеся ко всем компонентам системы управления; специфические для управления конкретным производством; относящиеся к отдельным частям системы управления. Общие принципы управления — это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т. е. они присущи всем системам управления. Для системного представления принципов управления экономическими объектами необходимо исходить из более общих кибернетических принципов (рис. 3.5). В системах управления все элементы тесно взаимодействую между собой, особенно такие, как цели, принципы, методы. Методы управления — это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления. Цель в качестве непосредственного мотива направляет и регулирует действия, в этом смысле она тождественна принципу управления (правилу поведения). Связь с принципов с методами управления заключается в следующем. Если рассматривать метод как систему, состоящую из целой совокупности элементов, то главенствующую роль в этой системе будут занимать принципы (или один из них). Но при этом метод в целом выступает в роли способа реализации принципов управления. Однако, будучи в качестве составной части метода, этот принцип приобретает в нем количественную, качественную, адресную, временную и пространственную определенность. Например, принцип материальной мотивации работника предприятия трансформируется в метод оплаты труда (заработной платы). Принципы управления формируют и содержание управленческой деятельности. В зависимости от того, сколько принципов и какие лежат в основе управления объектом меняется и функциональное содержание управленческой деятельности. Общие принципы управления:
- · Научность. Управленческая деятельность базируется на данных науки.
- · Системность. Результативность управления во много предопределяется тем, насколько оно соответствует критериям системы.
- · Комплексность. Необходим всесторонний учет всех факторов, воздействующих на объект управления.
- · Экономичность. Управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности.
- · Эффективность. Управленческая деятельность должна обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления, что может выражаться через показатели деятельности объекта управления и, дополнительно, через синтетические показатели оценки самой управленческой работы.
- · Мотивация. Управление может быть высокорезультативным только при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления.
- · Ориентация на потребителя
- · Ориентация на перспективу развития бизнеса
- · Обостренное чувство ответственности за дела фирмы
- · Холестический подход к интересам персонала фирмы (руководство фирмы рассматривает интересы работников в качестве самых приоритетных)
- · Ориентация на конечные результаты деятельности
- · Стремление к нововведениям
- · Ориентация на лидеров
- · Энтузиазм персонала
- · Развитие всего лучшего, что есть в сотрудниках
- · опора на общечеловеческие ценности
- · опора на объективные законы, реальности рыночных отношений
- · возрастание роли неформальной организации
- · «нет неудач, есть ошибки»
- · развитие связей с внешним окружением
- · использование конкуренции, монополия враг производительности.
Методы менеджмента. С помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования их из исходного состояния в желаемое. Они имеют сугубо практическое применение. Методы — это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой, процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы и предание ей творческого, заинтересованного, активного характера. Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента. Главное воздействие на их характер оказывают цели, принципы, функции и персонал управления. Наиболее широко используется в практике менеджмента экономические, организационные, социальные и психологические методы.
Экономические методы — это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. В условиях рыночной экономике это базовые способы влияния на поведение людей. Сюда относятся цена товаров, работ и услуг, прибыль, формы оплаты труда, премии, налоги, акции и многое другое.
Организационные методы — это способы воздействия на организационные интересы людей. Они формируют работоспособную систему управления, которая противостоит постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде предприятия. Они подразделяются на организационно-стабилизирующие (штаты, структура аппарата управления, положения о службах, исполнителях, регламентация деятельности работников), организационно-распорядительные (письменные приказы, распоряжения, устные указания), организационно-дисциплинарные (устные и письменные приказы, предотвращающие возможные в будущем отклонения от установленного режима работы организаций).
Социальные методы — это способы воздействия на социальные интересы персонала в целях активизации его деятельности (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.).
Психологические методы — это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата. Они направлены на удовлетворение психологических интересов личности (потребность иметь комфортные условия труда, справедливую оценку труда, пребывать в группе людей с близкими жизненными взглядами и др.).
Функция (дословно — действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. В любой функции управления можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции (далее будем рассматривать их подробно). Принятие решений является первичной функцией менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.
Функции управления условно разделяются на общие и специальные. Общие функции управления объединяют в следующие группы: планирование, организация, мотивация, контроль, координация (регулирование). Планирование определяет цели рыночной деятельности, необходимые для этого средства, методы достижения цели, наиболее эффективные в конкретных условиях. На основе прогнозов на будущее и стратегических планов обеспечивается вся работа предприятия. Организация — ее задачей является формирование структуры компании, обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы. Мотивация имеет целью активизировать работающих, побудить их трудиться эффективно для реализации намеченных целей. Задача контроля — количественная и качественная оценка и учет результатов работы, на основе чего осуществляется корректировка принятых решений, планов, норм и нормативов. Координация (регулирование) гарантирует бесперебойность и непрерывность действий, достижение согласованности в работе всех звеньев организации через установление оптимальных связей между ними. Любой из принципов управления осуществляется в конкретной управленческой деятельности (функциях управления), завершаясь принятием управленческих решений и выработкой управляющих воздействий — основных форм отношений управления.
Разделение труда в производстве обусловило появление специальных функций управления в сфере снабжения, сбыта, подготовки производства. Специальные функции управления воздействуют на отдельные стороны производства. В каждой специальной функции можно выделить общие функции управления. Например, функция сбыта продукции требует осуществления планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования. Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение цели производства и поддержание процессов в заданных состояниях.
Все функции управления выполняются на предприятии в рамках определенной структуры системы управления. Система управления — совокупность органов управления, реализующая методы, технику и технологию управления и связи между элементами системы. Организационная структура системы управления — целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержание которой составляют функции управления. Функции управления выполняются по установленной технологии, от которой во многом зависит эффективность производства и управления.
Технология управления — это приемы, способы и порядок выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Предмет управленческого труда — это информация, обеспечивающая принятие управленческих решений. Поэтому технологией управления являются совокупность и последовательность способов работы с информацией при осуществлении функций управления. Для субъекта управления информация — не только предмет труда, но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое решение). Предмет, средства и продукт труда — триединая сущность управленческого труда. Информация — важнейшее для менеджмента понятие. От ее количества, качества, своевременности зависит эффективность принимаемых решений. Эффективность технологии управления можно определить степенью управляемости фирмы в целом и ее подразделений и процессов. Управляемость предприятия определяется организационной структурой системы управления и организацией в ней информационных потоков. Технология управления должна соответствовать технологии производства и реализации товаров, обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов.