Процесс подготовки и принятия решения
В городе N автомобильный завод выпускает легковые автомобили «Нева» с объемом двигателя 2000 кубич. см. За последний год спрос на автомобиль «Нева» упал на 50% и продолжает падать. Завод потерял монопольное положение на внутреннем рынке автомобилей, происходит затоваривание складов. Необходимо срочно принять решение по создавшейся ситуации. Финансовые возможности завода ограничены. Реализация… Читать ещё >
Процесс подготовки и принятия решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Выявление, диагностика проблемы. Проблема — сложный вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. Процесс принятия решения начинается с получения информации о внутренней и внешней среде на основе анализа рынка, чтения финансовых отчетов и другой документации, интервьюирования, опроса работников, наблюдения и т. д. Определяется достоверность информации, ее полнота, она фильтруется, анализируется. При принятии решения особенно необходима релевантная информация, т. е. информация, относящаяся к делу. Большое значение при сборе информации о проблеме имеют хорошо налаженные коммуникации.
Эффективным методом определения причин проблемы является причинно-следственная диаграмма Исикавы или «рыбий скелет».
2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.
Многие возможные решения проблемы не будут реалистичными, т.к. ресурсы организации ограничены или нельзя изменить законы, т. е. всегда существуют определенные ограничения, которые сужают возможности организации, они зависят от ситуации. Это может быть:
- — Недостаток числа опытных квалифицированных рабочих
- — Неприемлемые цены закупок
- — Дорогая технология
- — Конкуренция
- — Этические нормы
Критерии принятия решений — стандарты, по которым оцениваются альтернативы, варианты выбора. При выборе критериев определяются приемлемые показатели:
- — наименьшие затраты
- — максимизация объемов производства
- — использование оборудования и т. п.
Количественная оценка альтернатив при значительном числе критериев Альтернативы:
Вариант, А — строгое соблюдение технологии Вариант Б — переоборудование Вариант В — повышение квалификации персонала Таблица 9 — Шкала оценок.
Очень хороший. | 1.0. | |
Хороший. | 0.75. | |
Удовлетворительный. | 0.5. | |
Слабый. | 0.25. | |
Очень слабый. | 0.0. |
Таблица 10 — Без учета значимости критерия.
Критерии оценки. | Оценки вариантов. | ||
А. | Б. | В. | |
Соответствие основной деятельности. | 1.0. | 0.25. | 0.25. |
Технические возможности. | 0.25. | 0.5. | 0.75. |
Дополнительные затраты. | 0.5. | 1.0. | 0.25. |
Соответствие квалификации. | 0.25. | 0.75. | 1.0. |
Итоговая оценка. | 2.0. | 2.5. | 2.25. |
Предпочтительность варианта. |
Таблица 11 — С учетом значимости критерия.
Критерии оценки. | Вес критерия. | Оценки вариантов. | ||
А. | Б. | В. | ||
Соответствие основной деятельности. | 0.4. | 0.4. | 0.1. | 0.1. |
Технические возможности. | 0.2. | 0.05. | 0.1. | 0.15. |
Дополнительные затраты. | 0.3. | 0.15. | 0.3. | 0.75. |
Соответствие квалификации. | 0.1. | 0.025. | 0.075. | 0.1. |
Итоговая оценка. | 0.625. | 0.575. | 0.425. | |
Предпочтительность варианта. |
3. Формирование возможных вариантов решения — определение альтернатив решения проблемы, отбираются те альтернативы, которые наиболее соответствуют критериям принятия решений. По сформулированным критериям эксперты оценивают их на основе прогнозирования возможной реализации каждого варианта.
Выбор лучшего варианта решения. Выбирается наиболее желательный, реальный и рациональный вариант, последствия которого наиболее благоприятны.
4. Реализация решения и контроль решения. После принятия решения его нужно реализовать, а для этого нужно довести решение до конкретного исполнителя, убедить его в правильности и целесообразности решения и получить обратную связь — данные о реализации и достигнутых результатах принятых решений, если выявлены отклонения, то их необходимо скорректировать.
Практикующее упражнение. Задание 1. Используя показанные выше способы принятия решений, оцените выбранные альтернативы и примите решение по следующей ситуации:
В городе N автомобильный завод выпускает легковые автомобили «Нева» с объемом двигателя 2000 кубич. см. За последний год спрос на автомобиль «Нева» упал на 50% и продолжает падать. Завод потерял монопольное положение на внутреннем рынке автомобилей, происходит затоваривание складов. Необходимо срочно принять решение по создавшейся ситуации. Финансовые возможности завода ограничены.