Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…". Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена… Читать ещё >
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели урока:
- 1. Мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;
- 2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
- 3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н. В. Гоголя.
Оформление:
Портреты Чичикова и помещиков.
Текст поэмы «Мёртвые души».
Презентация «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Ход урока Оргмомент (приветствие). Учащиеся сидят за круглыми столами по группам — 5 групп.
Сообщение темы урока, целеполагание.
Вступительное слово учителя.
Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена: «…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»
Крупным планом в поэме «Мёртвые души» нарисованы образы помещиков, этих «хозяев жизни», отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.
Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план.
Анализ образа Манилова.
— Кого из помещиков Чичиков навещает первым?
Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове.
Выступление 1-й группы учащихся.
— Какая деталь в описании героя является преобладающей?
Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.
— Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?
Приятная маниловская улыбка для всех — это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
— С помощью, каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?
Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
— Какова отличительная черта Манилова?
Главная его психологическая черта — желание всем и всегда нравиться.
Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности — или пустые мечты, или такие результаты «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Анализ образа Коробочки.
— Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Выступление 2-й группы учащихся.
— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвые души».
— Каково положение крестьян у Коробочки?
Деревенька — источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.
— Что сделало Коробочку такой?
Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.
«Дубинноголовая» Коробочка — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
Анализ образа Ноздрёва.
Авторская характеристика Ноздрёва. Выступление 3-й группы учащихся.
— Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?
В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.
— Какова речь героя?
Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать — ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
— Каковы жизненные цели Ноздрёва?
Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий — таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него — только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: «фетюк», «подлец», «дрянь».
В целом Ноздрёв — малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Анализ образа Собакевича.
Расскажите о Собакевиче. Выступление 4-й группы учащихся.
— Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь»: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.
Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…».
— Что поражает в портрете Собакевича?
В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: «.каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке»;
«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…».
«Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!».
— Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка — жульническая. Но даже глазом не моргнул.
«Вам нужно мёртвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».
Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности. гоголь плюшкин чичиков поэма Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.
Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.
Анализ образа Плюшкина.
Слово учителя: Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину.
Плюшкин — последний портрет в галерее помещиков. Перед нами — полное крушение человеческого в человеке.
- — Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»? Выступление 5-ой группы учащихся.
- — Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
- — Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
Слово учителя: Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найдите в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.
Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…
— Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».
Сходство Чичикова и помещиков.
Помещик, его отличительная черта. | Как эта черта проявляется у Чичикова. |
Манилов — слащавость, приторность, неопределённость. | Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. |
Коробочка — мелочная скаредность. | В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны. |
Ноздрёв — самовлюблённость. | Желание и умение всем нравиться. |
Собакевич — грубая прижимистость и цинизм. | Нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». |
Плюшкин — собирание ненужных вещей и тщательное их хранение. | Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик. |
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
Метод арт-технологии.
Ребята, перед вами листы А-3 нарисуйте свои ассоциации к данным образам.
Выступление учащихся с рисунками в 2−3 словах.
Домашнее задание.
Написать сочинение — миниатюру «Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?».