Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…". Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена… Читать ещё >

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели урока:

  • 1. Мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»; формировать умение вчитываться, вдумываться в текст;
  • 2. Развитие полученных ЗУН по анализу образов, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
  • 3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к изучению творчества Н. В. Гоголя.

Оформление:

Портреты Чичикова и помещиков.

Текст поэмы «Мёртвые души».

Презентация «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Ход урока Оргмомент (приветствие). Учащиеся сидят за круглыми столами по группам — 5 групп.

Сообщение темы урока, целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Я посчитала необходимым уместным выбор эпиграфа к сегодняшнему уроку слова А. И. Герцена: «…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие жизнь и кровь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»

Крупным планом в поэме «Мёртвые души» нарисованы образы помещиков, этих «хозяев жизни», отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.

Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план.

Анализ образа Манилова.

— Кого из помещиков Чичиков навещает первым?

Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове.

Выступление 1-й группы учащихся.

— Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.

— Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

Приятная маниловская улыбка для всех — это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.

— С помощью, каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

— Какова отличительная черта Манилова?

Главная его психологическая черта — желание всем и всегда нравиться.

Вместо настоящего чувства — у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли — какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности — или пустые мечты, или такие результаты «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».

Анализ образа Коробочки.

— Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

Выступление 2-й группы учащихся.

— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвые души».

— Каково положение крестьян у Коробочки?

Деревенька — источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.

— Что сделало Коробочку такой?

Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.

«Дубинноголовая» Коробочка — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Анализ образа Ноздрёва.

Авторская характеристика Ноздрёва. Выступление 3-й группы учащихся.

— Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.

— Какова речь героя?

Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать — ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.

— Каковы жизненные цели Ноздрёва?

Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий — таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него — только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: «фетюк», «подлец», «дрянь».

В целом Ноздрёв — малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.

Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Анализ образа Собакевича.

Расскажите о Собакевиче. Выступление 4-й группы учащихся.

— Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь»: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…».

— Что поражает в портрете Собакевича?

В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: «.каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке»;

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…».

«Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!».

— Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка — жульническая. Но даже глазом не моргнул.

«Вам нужно мёртвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе».

Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности. гоголь плюшкин чичиков поэма Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

Анализ образа Плюшкина.

Слово учителя: Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин — последний портрет в галерее помещиков. Перед нами — полное крушение человеческого в человеке.

  • — Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечество»? Выступление 5-ой группы учащихся.
  • — Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
  • — Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.

Слово учителя: Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества. Найдите в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

— Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Сходство Чичикова и помещиков.

Помещик, его отличительная черта.

Как эта черта проявляется у Чичикова.

Манилов — слащавость, приторность, неопределённость.

Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях.

Коробочка — мелочная скаредность.

В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны.

Ноздрёв — самовлюблённость.

Желание и умение всем нравиться.

Собакевич — грубая прижимистость и цинизм.

Нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин — собирание ненужных вещей и тщательное их хранение.

Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик.

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

Метод арт-технологии.

Ребята, перед вами листы А-3 нарисуйте свои ассоциации к данным образам.

Выступление учащихся с рисунками в 2−3 словах.

Домашнее задание.

Написать сочинение — миниатюру «Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой