Краткая характеристика отдельных видов нестандартных нормативно-правовых предписаний
Цели-задачи — это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т. е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия. Например, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание… Читать ещё >
Краткая характеристика отдельных видов нестандартных нормативно-правовых предписаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественной и зарубежной науке выделяются и более или менее подробно исследуются разнообразные виды нестандартных нормативно-правовых предписаний[1]. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Одно из центральных мест в содержании права занимают принципы права. Они могут быть изложены в виде норм права, т. е. правил поведения. В этом случае следует говорить о нормах-принципах. Таким образом, в ч. 1 ст. 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ сформулирован принцип независимости судей: «При осуществлении правосудия (гипотеза. — В. К.) судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только закону Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция. — В. К.)».
Однако по своей природе, логическим, грамматическим, юридическим способам выражения принципы права представляют относительно самостоятельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к нормам права положение, содержащееся в ст. 13 Конституции Итальянской Республики: «Свобода личности нерушима».
В отечественной науке, к сожалению, не отработана достаточно четкая и эффективная технология построения принципов права, что, несомненно, негативно сказывается на их закреплении, содержательном и текстуальном выражении в соответствующем законодательстве и практике реализации.
2. Цели-задачи — это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т. е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия. Например, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (см. ст. 1 ТК РФ 2001 г.).
Все нормативно-правовые цели могут быть разграничены: а) по уровню — на общеправовые, специальные и частные; б) по времени достижения — на ближайшие и перспективные; в) в зависимости от формы выражения — на цели-задачи, цели-модели и цели-мотивы; г) по степени реальности — на реальные и нереальные; д) в зависимости от соответствия объективным и субъективным закономерностям развития общества — на истинные и ложные; е) в зависимости от закрепляемых ими позитивных или негативных начал — на прогрессивные (демократичные, гуманные) и реакционные (антигуманные, аморальные).
3. Нормативные справки бывают самых разнообразных видов. Наиболее распространенные из них закрепляют юридические основы деятельности субъектов права, определенный нормативно-правовой массив, регулирующий соответствующий тип, вид или подвид общественных отношений. Например, ст. 3 СК РФ 1995 г. («Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права») устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно состоит из Семейного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, законов субъектов Федерации, а также подзаконных нормативных правовых актов.
Примером другой нормативной справки является «Талон-уведомление», изложенный в Приложении № 3 к «Порядку уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору к совершению коррупционных правонарушений», утвержденного приказами Россельхознадзора от 28 февраля 2010 г. № 143 и от 10 мая 2012 г. № 228. Талон-уведомление состоит из двух частей: корешка талона-уведомления и талона уведомления. После заполнения корешок талона-уведомления остается у уполномоченного лица, а талон-уведомление вручается гражданскому служащему, направившему уведомление.
Рекомендуемые образцы, утвержденные данными приказами: 4
Талон-корешок. №. Уведомление принято от. | Талон-уведомление. №. Уведомление принято от. |
(ФИО гражданского служащего) Краткое содержание уведомления. | (ФИО гражданского служащего) Краткое содержание уведомления. |
Уведомление принято: | |
(подпись должностного лица, принявшего уведомление). " «20 г. | (Ф.И.О., должность лица, принявшего уведомление). " «20 г. |
(подпись лица, получившего талонуведомление). " «20 г. | (подпись гражданского служащего, принявшего уведомление). " «20 г. |
4. Нормативно-правовой рисунок — это изображение нормативноправового материала, выполненное на плоскости с помощью графических и иных средств — контурной линии, штриха, пятна. Одни из рисунков носят иллюстративный, другие — нормативный характер.
Как верно подмечено в литературе, юридическую природу рисунка можно проверить с помощью следующего приема: необходимо мысленно удалить из текста изложения анализируемого предписания указание на рисунок. Если в результате этого окажется, что предписание теряет часть своего содержания, то данные рисунки имеют нормативную природу.
К числу нормативно-правовых рисунков следует отнести, например, погоны и товарные знаки. Дорожные знаки по своей юридической природе являются смешанными рисунками. Они одновременно носят нормативно-правовой и иллюстративный характер.
5. Нормативно-правовая формула — это комбинация буквенных и цифровых знаков, выражающая общеобязательное, обеспеченное мерами государственного и иного воздействия предписание (распоряжение, веление). Например, с помощью такой формулы определяется размер платы за предоставление государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия. Она выглядит следующим образом:
где С — расходы на оказание необходимой и обязательной услуги, оказываемой в целях предоставления государственной услуги, предметом которой выступает выдача лицензии на право приобретения оружия; С1 — расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профилактический прием врача-терапевта»; С2 — расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профилактический прием врача-офтальмолога»; С3 — расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профилактический прием врача-психиатра»; С4 — расходы на оказание сложной медицинской услуги «Профилактический прием врача-психиатра-нарколога». (Формула закреплена приказом № 139 Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 февраля 2012 г.).
Отличительными признаками формулы являются следующие: нормативно-правовой характер, буквенный и числовой способы обозначения математических символов, наличие в ее структуре элементов пояснения (экспликации).
6. Нормативные сроки устанавливают определенные временные границы деятельности субъектов права. Например, гл. 9 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК) 2002 г. закрепляет процессуальные сроки деятельности субъектов и участников гражданского судопроизводства.
Следует иметь в виду, что сроки могут составлять неотъемлемую часть нормы права и закрепляться в отдельных элементах ее структуры — гипотезе, диспозиции и санкции. Так, в случае открытия наследства в день предполагаемой гибели гражданина (п. 1 ст. 1154.
ч. 3 ГК РФ 2001 г.), наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим (п. 1 ч. 2 ст. 1154 ГК РФ). Убийство, т. е. умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (ч. 1 ст. 105 УК РФ 1996 г.).
- [1] См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Т. 1; Чуфаров В. Ю. Нетипичные нормативные предписания в трудовом праве: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010; Кашанина Т. В. Структура права; Долинская В. В. Сроки в материальноми процессуальном праве // Закон. 2004. № 6; Апт Л. Ф. Дефиниции и право.