Правовые запреты и ограничения для некоторых категорий работников на выполнение отдельных видов работ на транспорте
В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических… Читать ещё >
Правовые запреты и ограничения для некоторых категорий работников на выполнение отдельных видов работ на транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Известно, что одним из принципов трудового права является принцип запрета дискриминации в сфере труда.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Вместе с тем следует отметить, что всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией, равно как и особые меры, направленные на удовлетворение нужд лиц, которые по соображению пола, возраста, физических недостатков, семейных обязательств или социального и культурного уровня обычно признаются нуждающимися в особой защите или помощи.
Трудовое законодательство устанавливает особенности регулирования труда отдельных категорий работников, в частности женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до восемнадцати лет.
Для указанных категорий работников особые условия труда могут быть установлены не с целью их дискриминации, например, по половому признаку, а в силу того, что в связи с возрастными, физиологическими, другими особенностями такие лица нуждаются в создании такого правового режима трудовой деятельности, который мог бы в полной мере обеспечить охрану их здоровья, физического и психического развития. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
В сфере железнодорожного транспорта и метрополитена в соответствии с указанным Перечнем, запрещается применение труда женщин, в частности, при выполнении работ по следующим профессиям и отдельным категориям рабочих: аккумуляторщик, занятый ремонтом свинцовых аккумуляторов; водитель дрезины и его помощник, работающие на железнодорожных линиях высокой колеи; кондуктор грузовых поездов; кочегар паровозов в депо; машинист паровоза и его помощник; машинист дизельпоезда и его помощник; машинист тепловоза и его помощник; машинист электровоза и его помощник; машинист электропоезда и его помощник; монтер пути (при превышении установленных норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную)[1]; носильщик, занятый перемещением багажа и ручной клади; осмотрщик-ремонтник вагонов; проводник по сопровождению грузов и спецвагонов, занятый сопровождением грузов на открытом подвижном составе; составитель поездов, помощник составителя поездов и другие.
Деятельность на автомобильном транспорте не допускает возможности привлечения женщин в качестве водителя автомобиля, работающего на автобусе с количеством мест свыше 14 (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта автобуса); водителя автомобиля, работающего на автомобиле грузоподъемностью свыше 2,5 тонн (кроме занятого на внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках и перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены, при условии непривлечения к техническому обслуживанию и выполнению ремонта грузового автомобиля); слесаря по ремонту автомобилей, выполняющего вручную мойку деталей двигателя автомобиля, работающего на этилированном бензине и др.
На морском транспорте женщинам запрещены работы, выполняемые по следующим профессиям и должностям: боцман береговой, матрос береговой, старший матрос береговой (за исключением работающих на пассажирских причалах местных и пригородных линий); кочегар судна и котельный машинист, занятые обслуживанием котлов на судах и грузоподъемных кранах, независимо от вида сжигаемого в котлах топлива; палубная команда (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота и другие.
Речной транспорт не предполагает применения женского труда по профессиям и должностям матросов всех наименований пассажирских и грузопассажирских судов (за исключением судов на подводных крыльях и глиссирующих, а также судов, работающих на внутригородских и пригородных линиях), земснарядов, землесосов и судов смешанного «река-море» плавания; машиниста крана (крановщика), занятого на плавучем кране; машинной команды судов всех видов флота и др.
Гражданская авиация также устанавливает запреты для привлечения женщин к отдельным видам работ, выполняемым по профессиям и должностям: авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, авиационный механик (техник) по радиооборудованию, авиационный техник (механик) по парашютным и аварийно-спасательным средствам, авиационный техник по горюче-смазочным материалам, инженер, занятый непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов) и другие.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. утвержден также Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
В области железнодорожного транспорта и метрополитена к таким работам, в частности, относятся: работы по реостатным испытаниям тепловозов; работы, выполняемые рабочими, занятыми на очистке вагонозамедлителей и сортировочных горок; работы, выполняемые рабочими, занятыми на ремонте и обслуживании горячего оборудования в машинном отделении тепловозов и дизельном отделении моторных вагонов и дизель-поездов; работы, выполняемые электромехаником и электромонтером, занятыми на ремонте и обслуживании аппаратуры, устройств связи, обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации, блокировки; работы, выполняемые электромехаником и электромонтером, занятыми на ремонте и обслуживании контактной сети, тяговых и трансформаторных подстанций и высоковольтных линий под напряжением на высоте; работы, выполняемые по профессиям: бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений; бригадир (освобожденный) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитенов; водитель дрезины; дежурный по железнодорожной станции, дежурный по отделению железной дороги, дежурный по парку, дежурный по переезду, дежурный по разъезду, дежурный по сортировочной горке, дежурный по станции метрополитена, дежурный станционного поста централизации, дежурный стрелочного поста; диспетчер вагонного депо, диспетчер дорожный, диспетчер локомотивный дорожный, диспетчер по регулированию вагонного парка, поездной диспетчер, станционный диспетчер, энергодиспетчер; кочегар паровозов в депо; мастер дорожный, мастер мостовой, мастер, занятый на безотцепочном ремонте вагонов, мастер тоннельный, мастер пункта технического обслуживания вагонов, мастер дистанции энергоснабжения; машинист автомотрист, машинист дизель-поезда, машинист железнодорожно-строительных машин, машинист мотовоза, машинист паровоза, машинист поворотной и подъемной машин моста, машинист тепловоза, машинист электровоза, машинист электропоезда; машинист эскалатора; механик-бригадир пассажирского поезда; мойщик-уборщик подвижного состава; обходчик пути и искусственных сооружений; оператор дефектоскопной тележки, оператор по путевым измерениям, оператор поста централизации, оператор при дежурном по станции, оператор при маневровом диспетчере железнодорожной станции; пломбировщик вагонов и контейнеров, занятый на работах по наливу и сливу сернистой нефти; поездной электромеханик; прессовщик колесных пар; слесарь по ремонту подвижного состава, занятый на ремонте и заправке клапанов сливных приборов цистерн, на обслуживании ходовой части локомотивов, дизель-поездов и электропоездов на техническом обслуживании, и работы по некоторым другим профессиям.
- [1] Приложением к постановлению Совета Министров — Правительства РФот 06.02.1993 утверждены Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин приподъеме и перемещении тяжестей вручную. В частности, подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) ограничивается 10 кг, подъеми перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг груза.