Социальная природа управления.
Предмет социологии управления
В сферу пересечения социологии и управления попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология управления (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть… Читать ещё >
Социальная природа управления. Предмет социологии управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Механизм управления присущ всем без исключения областям деятельности людей, как бы проникает в них, обеспечивая выработку и применение способов, методов и форм осуществления намеченных изменений.
Долгое время вопросы управления разрабатывались другими научными дисциплинами. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность наиболее оптимально организовать жизнь людей Управление — наука, которая входит в разряд прикладных; она очень близко стоит к реальной экономической практике, вооружая эту практику научными приемами и правилами, в то же время управление обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как:
- — психология личности и социальная психология;
- — инженерная социология;
- — психофизиология;
- — эргономика и др.
Управление использует эти достижения для решения своей главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы .
Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.
Все это было связано с тем, что время настоятельно поставило вопрос о преодолении технократизма в управлении. Это в равной степени относится и к управлению экономикой, и к управлению социальной, политической, духовной сферами. Сама жизнь потребовала «очеловечивания» управления.
Научное управление обществом, по сути, представляет процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития. Но это согласование, достижение единства осуществляется не автоматически и не стихийно. Органы управления только в том случае добиваются намеченных целей, если постоянно сопоставляют и оценивают свои усилия и полученные результаты.
Проблемы управления начали особенно интенсивно разрабатываться в XX веке и обычно связываются с именами Ф. Тейлора, Г, Форда, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Черча и других исследователей и организаторов производства, которые наряду с решением технико-экономических проблем обстоятельно проанализировали и некоторые социальные аспекты управления. Этот поиск нашел отражение в работах Д. М. Гвишиани, а также в исследованиях В. Г. Афанасьева, А. Н. Аверина, Ю. П. Аверина, В. Н. Иванова, П. Н. Лебедева, Г. Х. Попова, Ю. А. Тихомирова, О. А. Дейнеко, Ю. М. Козлова, A.M. Омарова, Л. Н. Суворова, И. М. Слепенкова, В. М. Шепеля и других ученых. Именно этот синтез знаний философов, экономистов, юристов и стал основой для исследовательских работ социологов B.C. Дудченко, А. И. Кравченко, Ю. Д. Красовского, А. И. Пригожина, В. В. Щербины и др.
Современная общественно-политическая реальность требует новых форм и методов управления, что в первую очередь связано с избавлением от изживших себя методов руководства, от формализма. Старым багажом, старыми представлениями здесь не обойтись.
Управление — очень емкое понятие. Оно обозначает функции, методы, принципы и приемы руководства людьми в самых разных организациях — коммерческих и некоммерческих. Управление подразумевает определенную категорию людей, получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.
Управление — область знания, самостоятельная дисциплина, имеющая свои традиции, научные школы, предмет и методы исследования. Многое он почерпнул из экономики, кибернетики, математики, психологии и социологии. Наконец, управление — это социальный институт и специфическая субкультура, обладающая собственными ценностями, нормами, духовными и мировоззренческими ориентирами.
Управление относится к западной культуре и описывает управление в рыночном обществе. Административная система, напротив, присуща скорее восточной культуре и характеризует нерыночное общество. Понятие управления, понимаемое в узком и широком смысле, характеризует всякое человеческое общество независимо от исторической эпохи, типа культуры и экономического уклада.
Управление выступает предметом изучения многих наук, в том числе и социальных. В самом общем виде управление предстает как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.
Социология избрала свой угол зрения на управление, она изображает его в виде пирамиды социальных отношений. С социологической точки зрения управление представляет иерархическую систему отношений людей, основанную на различиях в должностном положении, статусе, доходах, диапазоне властных полномочий.
Управленческая деятельность предполагает:
- — цели;
- — планирование;
- — организацию;
- — контроль.
Если же речь идет об управлении в социальных системах, то к этим элементам следует добавить мотивацию и коммуникации, ибо успех во многом будет зависеть от того, насколько люди заинтересованы в нем и какие отношения сложатся между ними.
Предмет социологии управления — изучает поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействие больших социальных групп, связанных с управлением, например управленческих элит, в масштабах целого общества. Он во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела — управления персоналом. Однако его методы, способ анализа, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Такое соединение оказалось крайне плодотворным, поскольку в социологии управления удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходят стороной, а в управлении, в силу его практической направленности на решение технико-организационных вопросов, совершенно не затрагиваются.
В сферу пересечения социологии и управления попадают такие дисциплины, или тематические области, как социология управления (управление персоналом и мотивация поведения, принципы, структура и стиль управления), социология организаций (структура власти и бюрократия), социальное управление (принятие решений, социальные программы и социальные технологии), социология труда и ее составная часть — индустриальная (заводская) социология, имеющая дело с практическими внедрениями, организацией, условиями и дисциплиной труда, применением новых форм организации труда (гуманизацией труда), экономическая социология, описывающая поведение социальных групп в рыночной ситуации, социальная инженерия, деловые игры, управленческое консультирование и многие другие направления, имеющие теоретическое и прикладное назначение.
Цивилизованные рыночные страны такие, например, как США или Япония, в значительной степени преуспели в техническом прогрессе, потому что, прежде всего очень четко и правильно определили стратегические ориентиры развития своего общества и философию своего управления. Они попытались ответить на главные вопросы, прежде чем взялись за решение второстепенных — какой тип управления лучше всего соответствует национальным и культурным особенностям страны, как может система управления помочь самовыражению личности, развитию социального и культурного потенциала нации, какой тип менеджера выражает менталитет нации.
Решая первостепенные задачи, передовые нации стремятся развивать не столько техническое и естественное знание, сколько гуманитарное и социальное.