Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, порядок регулирования, организации и ведения… Читать ещё >
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
бухгалтер отчетность бюджетный Основными нормативными правовыми документами, регулирующими бухгалтерский учет в Российской Федерации являются:
- 1. Гражданский Кодекс РФ ч.ч. 1 и 2
- 2. Налоговый кодекс РФ ч.ч. 1 и 2.
- 3. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г.
- 4. Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
- 5. Приказ Минфина РФ от 25.05.99 № 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»
- 6. Приказ Минфина РФ от 10.06.99 № 39н «О форме 4-ДВС «Отчет о движении внебюджетных средств»
- 7. Приказ Минфина РФ от 02.02.99 № 9н «Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»
- 8. Приказ Минфина РФ от 10.03.99 № 20н и Министерства РФ по налогам и сборам от 10.03.99 №ГБ-3−04/39 «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке»
- 9. Письмо Минфина РФ от 26.04.99 № 03−15−17/187 «О правомочности органов исполнительной власти разрешать своим подведомственным учреждениям перераспределять полученные ассигнования с одного кода экономической классификации на другой»
Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории России для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, основные правила его ведения, оценки имущества и обязательств, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, состав бухгалтерской отчетности, порядок и сроки ее представления, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.
В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях содержатся указания по организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях, приведены План счетов для них и указания по порядку учета на счетах. В приложениях к Инструкции приведены формы первичных документов и учетных регистров, корреспонденции субсчетов по основным бухгалтерским операциям и перечень изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты Минфина Российской Федерации.
Указанная Инструкция распространяется на все бюджетные учреждения — организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус [15, с. 3].
Бюджетные учреждения могут выступать в качестве получателей средств бюджета, распорядителей и главных распорядителей средств. Министерства, иные федеральные органы исполнительной власти вправе выделять ассигнования по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении, и на собственное содержание, являясь, таким образом, одновременно главными распорядителями средств и получателями. Распорядители средств бюджета получают ассигнования от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящимися в их ведении.
Инструкция является документом, формирующим учетную политику каждого бюджетного учреждения, комплексно решающим вопросы бюджетного бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
В соответствии с положениями гражданского и бюджетного законодательства бюджетные учреждения вправе согласно целям своей деятельности получать доходы от предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, доходы от использования имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления и иные доходы.
Инструкция в соответствии со статьей 298 ГК РФ предусматривает раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств. Согласно п. 6 Инструкции, помимо единого баланса по средствам, полученным из внебюджетных источников, составляется отдельный баланс.
Планирование и исполнение сметы доходов и расходов по средствам из внебюджетных источников должно осуществляться по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В процессе разработки Инструкции проведена инвентаризация форм первичных документов и регистров учета, которой упорядочивается применение форм первичных документов и регистров учета в бюджетных учреждениях, которые в полном объеме по всем участкам приведены в Приложении № 1 к Инструкции.
В формы документов, приведенные в Приложении № 1 к Инструкции, были внесены изменения с учетом особенностей бюджетного учета в современных условиях и в увязке с унифицированными формами первичной документации, утвержденными Госкомстатом России, Минфином России и Минэкономики России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 835 от 08.07.97 г. «О первичных документах». Отдельные документы из унифицированных форм первичной документации полностью подходят для бюджетных учреждений и в тексте Инструкции отмечены как типовые межотраслевые формы, без их воспроизведения в приложении № 1 к Инструкции, например, путевой лист, товарно-транспортная накладная и так далее [32, с. 4].
Правильная организация бухгалтерского учета — основа составления достоверного и документально обоснованного отчета об исполнении бюджета соответствующего уровня, обеспечивающего открытость бюджетного процесса, особенно на стадии исполнения бюджетов.
В целях правового урегулирования такой важной сферы отношений в области государственных финансов, как учет исполнения бюджетов, Главным управлением федерального казначейства была разработана Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденная приказом Минфина РФ № 15н от 17.02.99 г. и зарегистрированная Минюстом России от 22.04.99 г. (регистрационный номер 1765). Более чем полугодовая работа специалистов Минфина России, территориальных органов федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации дала свои положительные результаты.
Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов — это обобщение существовавшего опыта бухгалтерского учета исполнения как государственного бюджета СССР, так и бюджетов всех уровней в Российской Федерации. В ней определены концептуальные положения и общие принципы ведения бухгалтерского учета применительно к казначейской системе исполнения бюджета.
Исходя из того, что финансовая система России является единой, в Инструкции урегулированы вопросы учета исполнения бюджетов всех уровней. При этом значение Инструкции состоит еще в том, что она должна стать надежной базой для совершенствования процедур исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обеспечивая при этом реальное единство методологической базы исполнения бюджетов всех уровней.
Можно отметить, что Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, предусмотренные в ней счета объективно способствуют переходу субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на казначейскую систему исполнения бюджетов.
Основными задачами бухгалтерского учета исполнения бюджетов всех уровней, сформулированными в Инструкции, являются (исходя из социальной значимости этой работы) формирование полной и достоверной отчетности об исполнении бюджетов, контроль за соблюдением бюджетного законодательства, обеспечение формирования информации для исполнительных и представительных органов власти, иных внутренних и внешних пользователей. Возможность получения достоверной информации об исполнении бюджета должны иметь не только государственные органы, но и кредиторы-владельцы государственных ценных бумаг.
Для выполнения декларируемых задач в качестве объектов учета исполнения бюджетов выступают составные части бюджета, проявляющиеся на всех стадиях его исполнения: доходы, расходы бюджета, средства от предпринимательской и иной деятельности, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, подтвержденные бюджетные обязательства, источники финансирования дефицита бюджета, бюджетные ссуды (кредиты), государственный долг, обязательства заемщиков средств бюджета по уплате процентов за пользование бюджетными ссудами, расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджетов, результаты исполнения бюджета [9, п. 6].
Инструкция не ограничивается перечислением типовых бухгалтерских записей и характеристикой бухгалтерских счетов, но и определяет документы и регистры бухгалтерского учета, порядок совершения в них записей.
Одной из особенностей Инструкции является применение, наряду с кассовым методом, учет исполнения бюджета по методу начислений. Так, учету подлежат начисленные проценты, причитающиеся к получению и выплате по средствам на возвратной основе. В дальнейшем такой подход позволит обеспечить учет на балансовых счетах обязательств федерального бюджета перед кредиторами казны, задолженности по заработной плате.
В отличие от ранее действовавших инструкций по учету исполнения бюджетов в настоящее время объектом учета стали бюджетные ссуды (кредиты), а также государственный долг, что позволит составить баланс исполнения бюджета с отражением всех денежных активов и пассивов Российской Федерации, образовавшихся в ходе исполнения бюджетов всех уровней.
В Инструкции предусмотрены балансовые счета для учета средств, получаемых от предпринимательской и иной деятельности, подлежащие применению при обслуживании учреждений через соответствующие лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. Для субъектов Российской федерации и муниципальных образований учет средств от предпринимательской и иной деятельности учреждений является дальнейшим шагом на пути реализации принципа полноты исполнения бюджета в условиях казначейской системы.
Особое место в Инструкции занимают вопросы межбюджетных отношений — взаимные расчеты между бюджетами, учитывающие федеративное устройство Российской Федерации.
С принятием Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов в состав отчетности по исполнению бюджетов подлежит включению не только отчет об исполнении, составляемый в соответствии с кодами бюджетной классификации Российской Федерации, но и баланс исполнения бюджета, отражающий все активы и пассивы, возникающие при исполнении бюджета текущего года и прошлых лет. Баланс исполнения бюджета, характеризующий дефицит (профицит) исполнения бюджета, состояние расчетов с кредиторами (объем государственного (муниципального) долга) и заемщиками средств бюджета, заключает в себе необходимую для пользователей информацию о состоянии государственных финансов [26, с. 16].