Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Основные виды смежных прав

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти объекты имеют авторов: артист-исполнитель, дирижер, постановщик спектакля. У автора исполнения возникают личные права (право на имя, право на неприкосновенность исполнения) и имущественные права. Основным имущественным правом является исключительное право. Оно принадлежит либо самому исполнителю, либо его правопреемнику. Исключительное право на исполнение действует в течение 50 полных лет… Читать ещё >

Основные виды смежных прав (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Смежные интеллектуальные права — это права, которые построены по модели авторского права.

Смежные исключительные права, как и авторские исключительные права, возникают автоматически — при создании соответствующего объекта и дают защиту от прямого копирования, заимствования.

Наиболее важными являются следующие виды смежных прав: 1) права на результаты исполнительской деятельности и 2) права на фонограмму.

Объектами прав на результаты исполнительской деятельности являются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков. Иными словами — это нематериальные результаты творческих усилий артистов, дирижеров, режиссеров-постановщиков театральных спектаклей. Все они кратко именуются «исполнения» .

Исполнения являются результатами интеллектуальной деятельности, они — нематериальны, но затем обычно закрепляются на материальных носителях (звукозапись, видеозапись).

Эти объекты имеют авторов: артист-исполнитель, дирижер, постановщик спектакля. У автора исполнения возникают личные права (право на имя, право на неприкосновенность исполнения) и имущественные права. Основным имущественным правом является исключительное право. Оно принадлежит либо самому исполнителю, либо его правопреемнику.

Исключительное право на исполнение состоит в том, что владелец исключительного права разрешает (или запрещает) запись исполнения, воспроизведение экземпляров записи, распространение (продажу) экземпляров записи, помещение этой записи исполнения в сеть Интернет. Кроме того, если эта запись исполнения используется в радиопередачах, владельцу исключительного права выплачивается определенное вознаграждение.

Исключительное право на исполнение действует в течение 50 полных лет с момента исполнения или с момента записи исполнения, но если исполнитель к этому моменту жив, то оно продолжает действовать до смерти исполнителя. По истечении этого срока исполнение переходит в общественное достояние, оно может использоваться свободно.

Из исключительного исполнительского права сделаны некоторые изъятия (в культурных и информационных целях). Эти случаи свободного использования исполнений в основном аналогичны случаям свободного использования произведений, охраняемых авторским правом.

Право на фонограмму

Закон охраняет изготовителей фонограмм (звукозаписей).

Изготовитель (производитель) фонограммы — это гражданин или юридическое лицо, которое изготовило первую звукозапись, которая не скопирована с другой звукозаписи. Изготовителем фонограммы считается также и то лицо, по заказу которого была изготовлена фонограмма.

Сам созданный объект — фонограмма — представляет собой исключительно звуковую запись: звуковая запись, включенная в кинофильм или телефильм, сопровождается зрительным рядом, а потому не считается фонограммой.

Сама фонограмма не является результатом интеллектуальной деятельности. Изготовитель фонограммы не считается творцом, он должен иметь лишь определенное звукозаписывающее оборудование и обладать некоторыми специальными (техническими) знаниями, навыками. Поэтому права авторства у него не возникает, но он может указывать на экземплярах фонограммы свое имя или наименование (лейбл).

У изготовителя фонограммы возникает исключительное право, состоящее в том, что он может использовать фонограмму путем воспроизведения (изготовления экземпляров), распространения (продажи) экземпляров фонограммы, помещения фонограммы в сеть Интернет. При публичном исполнении фонограммы (например, по радио) изготовителю фонограммы выплачивается вознаграждение. Исключительное право на фонограмму может быть передано другому лицу по договору.

Существуют изъятия из исключительного права на фонограмму — случаи свободного использования фонограммы в культурных и информационных целях. Они совпадают в основном с теми случаями свободного использования, которые предусмотрены для произведений, охраняемых авторским правом.

Коллективное управление авторскими и смежными правами

Основной способ использования авторских произведений, исполнений и фонограмм состоит в том, что между правообладателями и пользователями заключаются договоры об использовании соответствующих объектов. Как правило, такими договорами являются лицензионные договоры.

Однако в некоторых случаях заключение таких индивидуальных договоров либо существенно затруднено, либо практически невозможно. Речь идет о таких случаях, когда сами используемые объекты невелики по объему, а используются они в массовом порядке. Самый обычный такой случай — публичное исполнение, передача по радио и телевидению песен и записей песен: сами правообладатели не могут проследить, когда, кто и сколько раз использует такие охраняемые объекты.

Поэтому закон (ст. 1242−1244 ГК РФ) предусматривает, что в таких случаях правообладатели заключают общие договоры с посредником — общественной организацией по коллективному управлению правами, а посредник, действуя от имени всех правообладателей, — заключает общие договоры со всеми потенциальными пользователями (радиои телевизионными организациями, концертными объединениями, ресторанами и т. п.). Основной такой организацией коллективного управления правами является Российское авторское общество. Оно собирает с организаций-пользователей суммы вознаграждений и выплачивает их авторам и другим правообладателям (за вычетом своих комиссионных и перечисляемого в бюджет налога).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой