Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Правовые формы осуществления функций государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Суть правотворческой формы осуществления функций государства состоит в создании, изменении или отмене нормативного правового акта, в котором содержатся нормы права. Все субъекты права (физические и юридические лица) и государственные органы должны реализовывать их в своем поведении. Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные… Читать ещё >

Правовые формы осуществления функций государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление государством своих функций предполагает наличие правовых форм их реализации в определенной системе отношений. В юридической литературе в основном единое мнение о таких формах. Выделяют правотворческую {правоустановительную), правоисполнительную и правоохранительную правовые формы.

Правовые формы представляют собой деятельность государственных органов, которая основана на законности и представляет собой юридически значимую реализацию функций и задач этих органов в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий.

Суть правотворческой формы осуществления функций государства состоит в создании, изменении или отмене нормативного правового акта, в котором содержатся нормы права. Все субъекты права (физические и юридические лица) и государственные органы должны реализовывать их в своем поведении.

Правоисполнительная форма реализации функций государства состоит в обеспечении действия нормативных правовых актов путем принятия актов органами исполнительной власти. Это могут быть постановления правительства Российской Федерации, приказы министерств, федеральных служб, федеральных агентств.

Правоохранительная форма реализации функций государства осуществляется в принятии актов применения права, которые обеспечивают реализацию правовых норм, охрану их от какого-либо посягательства.

Осуществляя функции государства, государственные органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний государственной власти, так и методы принуждения, предусматривающие в случае необходимости возможность применения насилия.

Кроме правовых форм осуществления функций государства, существуют и неправовые формы их осуществления, которые можно назвать организационными формами деятельности государства, не влекущими правовых последствий.

Неправовая форма осуществления функции государства осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Однако (это принципиально) правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия осуществляются в рамках управленческой деятельности.

К неправовым формам, помимо организационной деятельности, также относят осуществление материально-технических операций, таких как подготовка аналитических материалов для создания нормативных правовых актов, составления экспертных заключений, различного рода справочного материала, отчетов, ведение делопроизводства и т. д.

Осуществление организационных действий — это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы государственных органов. Организационные действия осуществляются как внутри государственного аппарата, так и в отношении общественных организаций и граждан.

В целом непосредственные организационные действия могут выражаться: а) в инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций; б) в их инструктировании; в) в разъяснении содержания целей законодательных и иных юридических актов; г) в привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата. Например, обеспечение правильного сочетания единоначалия и коллегиальности, подготовка и проведение заседаний, совещаний, распределение функций и обязанностей между структурными подразделениями государственного органа, изучение, обобщение и распределение положительного опыта и т. п. Все возрастающую роль играют изучение и учет общественного мнения в работе государственного аппарата. Применительно к негосударственным формированиям и гражданам можно говорить о различных формах привлечения общественных и самодеятельных организаций и граждан к работе государственных органов, об организационно-массовой работе последних и т. п.[1]

  • [1] См.: Теория государства и права: учебник / Под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф.В. В. Лазарева. С. 184—185.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой