Психогенетика как наука и история её изучения
Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта», 1869) и основоположником психогенетики является Ф. Гальтон. Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина. На первом этапе (1865−1900;е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности… Читать ещё >
Психогенетика как наука и история её изучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
наследственность психогенетика отсталость психический Психогенетика — наука, находящаяся на стыке психологии и генетики (науки об изменчивости и наследственности).
В психологии психогенетика выступает частью дифференциальной психологии. Предметом психогенетики является изучение роли наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека. И.В. Равич-Щербо с соавторами даёт следующее определение данной науки: «Психогенетика — междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией (точнее — дифференциальной психологией) и генетикой; предметом её исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и физиологическим признакам» [1, с. 3]. Психогенетика как наука стала развиваться после публикации Ф. Гальтоном книги «Наследственность таланта» и статьи «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» в 1875 г. Дальнейшее развитие психогенетики было обусловлено успехами исследований генетики человека, психологической диагностики и развитием генетико-математических методов анализа количественных признаков.2.
В истории становления и развития психогенетики можно условно выделить пять этапов.
Автором первого научного исследования по психогенетике («Наследственность таланта», 1869) и основоположником психогенетики является Ф. Гальтон. Основой возникновения психогенетики как науки послужила эволюционная теория Ч. Дарвина. На первом этапе (1865−1900;е годы) Ф. Гальтоном и его учеником К. Пирсоном были разработаны основные вариационно-статистические подходы к изучению наследственности количественных признаков человека (в том числе психологических). Ч. Дарвин и Ф. Гальтон разделяли теорию «слитной» наследственности, согласно которой вещество наследственности смешивается у потомков подобно двум взаиморастворимым жидкостям. Именно Ф. Гальтон явился основателем евгеники.
Первый этап развития психогенетики ознаменовался также открытием Г. Менделем (1865) факторов наследственности .
На втором этапе (до конца 30-х годов XX века) совместными усилиями генетиков, психологов, математиков окончательно сформировались основные методы психогенетики — близнецовый, приёмных детей, методы корреляционного и регрессионного анализа, анализа путей и др. С развитием психодиагностики в психогенетике началось накопление фактического материала.
Третий этап (до конца 60-х годов XX века) характеризуется экстенсивным развитием. Идёт накопление фактического материала. Большое внимание уделяется изучению роли наследственности и среды в индивидуальной вариативности интеллекта и психических заболеваний.
На четвёртом этапе (до конца 80-х годов XX века) в психогенетике вновь большое внимание уделяется совершенствованию методологии науки и поиску новых путей исследования. Совершенствование информационных технологий стимулировало применение методов компьютерного моделирования.
Пятый этап (начиная с 90-х годов XX века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта «Геном человека». Это международный проект, который был инициирован в конце 80-х годов XX века и призван расшифровать нуклеотидные последовательности ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) человека. Генетика поведения в этом проекте явилась одним из важных направлений исследования. В 2000 году усилиями учёных всего мира удалось «прочитать» геном человека. Преобладающим направлением исследований на настоящий момент является геномное, включающее поиск конкретных генов, связанных с регуляцией поведенческих характеристик. Большое внимание уделяется также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий.
Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических и социальных вопросов. 3.