Компетенция федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму
Министерство образования и науки РФ разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности… Читать ещё >
Компетенция федеральных органов государственной власти в сфере противодействия терроризму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Компетенция органов государственной власти в сфере противодействия терроризму определена федеральным законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами РФ. Представляется возможным рассмотреть компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, в сфере противодействия терроризму.
Согласно постановлению Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 федеральные органы исполнительной власти: участвуют в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму; обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении; а также координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности; осуществляют взаимодействие в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией.
Министерство образования и науки РФ разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму, пропаганде его идей, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. Следует учитывать, что в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.
Министерство регионального развития РФ осуществляет разработку и реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование государственной региональной и национальной политики, в целях устранения предпосылок социально-экономических и межнациональных конфликтов, в том числе способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма. Вместе с тем Указом Президента РФ от 8 сентября 2014 г. № 612 Министерство регионального развития России упразднено и часть функций в указанной сфере переданы Министерству культуры РФ.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет надзор за физической защитой источников особо опасных организмов (научно-исследовательские и диагностические ветеринарные лаборатории, скотомогильники, места эндемической циркуляции).
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет оперативное обеспечение пользователей, в задачу которых входит борьба с терроризмом, гидрометеорологической информацией и данными о состоянии окружающей среды, ее загрязнении при угрозе или совершении террористического акта, а также минимизации и (или) ликвидации его последствий.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- • осуществляет контроль и надзор за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов[1];
- • участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния антитеррористической защищенности критически важных опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).
Федеральное агентство воздушного транспорта организует оперативное обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти информацией, необходимой для решения задач по противодействию терроризму на объектах Единой системы организации воздушного движения, и обеспечивает в пределах своей компетенции мероприятия по их антитеррористической защищенности.
Федеральное агентство геодезии и картографии организует проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения противодействия терроризму.
Министерство здравоохранения РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает правила обеспечения особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции. Кроме того, в случае совершения террористического акта Минздрав России во взаимодействии с МЧС России участвует в мероприятиях по ликвидации и минимизации его последствий. Медицинские службы при совершении террористического акта отвечают за оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта; их последующую социальную и психологическую реабилитацию и др.
Одним из ключевых федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих и реализующих меры в сфере противодействия терроризму на транспорте, в том числе нормативное обеспечение защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, является Министерство транспорта РФ.
Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Согласно Положению о Министерстве транспорта РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта, а также осуществляет необходимые полномочия и необходимое правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
Министр транспорта России входит в состав Национального антитеррористического комитета, в рамках работы которого регулярно рассматриваются вопросы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта РФ и меры по ее совершенствованию. По результатам обсуждения членами Комитета принимаются решения, направленные на повышение уровня антитеррористической защищенности транспортного комплекса РФ[2].
В рамках реализуемого Минтрансом России во взаимодействии с правоохранительными органами, специальными службами и иными государственными органами комплекса мероприятий, в частности, можно выделить следующие[3]:
- • создание пилотных проектов по оснащению инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности автовокзалов и автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки в межрегиональном сообщении по различным маршрутами;
- • проведение пилотного проекта использования досмотрового радиометрического комплекса на объекте дорожного хозяйства;
- • разработку и создание системы дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности на первоочередных объектах транспортной инфраструктуры и объектах транспортной инфраструктуры, в том числе создание пилотных проектов на морском или внутреннем водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте;
- • разработку системы дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок опасных грузов с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS и создание системы идентификации автотранспортных средств, в том числе создание пилотных проектов на морском или внутреннем водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте;
- • создание новых видов досмотровых технических средств для использования на метрополитене, объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, а также дорожного хозяйства;
- • разработку и создание новых средств охраны и контроля доступа, противодействия осуществлению террористических актов с использованием самодельных взрывных устройств в метрополитене, объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского или внутреннего водного транспорта и дорожного хозяйства;
- • испытание существующих технических средств досмотра автомобильного транспорта, пассажиров, ручной клади и багажа с целью обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств и оружия, модернизация указанных средств для последующего оснащения ими досмотровых пунктов автомобильного транспорта;
- • создание пилотных зон сегментов системы защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте. По итогам опытной эксплуатации и по согласованию с уполномоченными органами ФСБ России и МВД России разработан механизм и рекомендации по их внедрению.
Наибольшие успехи в противодействии терроризму достигнуты на воздушном транспорте.
Правительством РФ утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. При этом в качестве основной задачи в данных Правилах выделено предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств и предметов на территорию аэропортов.
Минтрансом России утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, устанавливающие систему мер по защите объектов инфраструктуры и судов воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Департаментом авиационной безопасности и специального обеспечения полетов государственной службы гражданской авиации разработаны необходимые нормативные документы, в основных международных аэропортах внедрены современные технические средства для обеспечения надлежащего контроля пассажиров, груза и багажа.
Проводится целенаправленная работа по ряду направлений, основными из которых являются:
• предотвращение доставки на борт воздушных судов авиапассажирами (в их ручной клади и багаже) или другими лицами оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и других опасных предметов, которые могут быть использованы для захвата воздушного судна, совершения террористических актов, создания угрозы жизни пассажиров и членов экипажа;
- • усиление охраны объектов, подведомственных Минтрансу России, и защиты объектов от террористических актов (организация охраны воздушных судов и объектов воздушного транспорта);
- • оборудование воздушных судов системами защиты от несанкционированного проникновения в кабину пилотов и вмешательства в действия экипажа;
- • оснащение аэропортов и авиапредприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности;
- • введение дополнительных мер по обеспечению устойчивой деятельности воздушного транспорта при поступлении информации о возможных терактах.
Работу по техническому оснащению специальными средствами обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму начали проводить и на других видах транспорта.
На морском транспорте разрабатываются рекомендации по использованию экипажами судов буев системы «Коспас-Сарсат» и радиооборудования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в случае совершения против судов террористических актов и пиратских нападений.
Проводятся необходимые мероприятия по реализации требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств и Конвенции по охране человеческой жизни на море.
При морских администрациях портов созданы подразделения морской безопасности, которые в пределах своей компетенции осуществляют разработку, контроль и выполнение мероприятий, направленных на защиту судов, их экипажей и пассажиров, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от террористических посягательств.
В метрополитенах РФ ведется работа по повышению уровня их технической оснащенности средствами предупреждения и ликвидации последствий возможных террористических акций.
В первую очередь упор делается на внедрение технических мер, направленных:
- • на развитие телекоммуникационной структуры метрополитенов, включая оборудование станций, межстанционных и уличных переходов, примыкающих к ним, системами видеонаблюдения с видеозаписью;
- • оборудование метропоездов и станций системами контроля доступа к управлению поездом и в служебные помещения;
- • исключение возможности проникновения посторонних лиц в подземные коммуникации, вентиляционные шахты и киоски;
- • обнаружение применения в метрополитене химических отравляющих веществ и оповещение о химической опасности.
Вместе с тем отмечается, что полностью предотвратить террористические угрозы на общественном транспорте практически невозможно.
Но если есть хотя бы небольшая вероятность защиты пассажиров, то ей необходимо воспользоваться. Это возможно сделать на пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения.
На автобусных станциях междугородного сообщения необходимо выделить и изолировать выходы из автовокзала в автобус, в которых установить хорошо зарекомендовавшие себя в авиации стационарные посты технической проверки пассажиров, ручной клади и багажа. Работа таких постов в обязательном порядке должна сочетаться с пропускным режимом (контролем билетов), идентификацией личности по документам и, по возможности, с проверкой подозрительных лиц по соответствующим учетам (фото, дактилоскопия и т. п.). Для технического оснащения стационарных постов (пунктов), как правило, должны применяться средства и методы гласного контроля, которые достаточно хорошо известны, привычны и обеспечивают удовлетворительную эффективность выявления средств терроризма: ручные и арочные металлоискатели, рентгенотелевизионная аппаратура, детекторы паров взрывчатых веществ, индикаторы ионизирующих излучений.
В качестве негласных средств и методов контроля целесообразно применять наблюдение и анализ обстановки на самом посту (пункте) и на прилегающей территории.
Большую помощь в этом могут оказать различные приборы визуального наблюдения: бинокли, зрительные трубы, приборы ночного видения, устройства теленаблюдения, видеозаписи и даже тепловизоры.
Последние существенно расширяют возможности наблюдения в плохих погодных условиях, особенно при недостаточном освещении.
Изучение контролируемых потоков людей и условий, в которых этот контроль осуществляется, должен включать следующие вопросы:
- • характерные особенности планировки проходов;
- • распределение плотности потоков во времени в течение дня;
- • классификация проносимой ручной клади и предметов личного пользования;
- • определение уровня электромагнитных помех в местах установки аппаратуры.
Следует отметить, что основным методом в работе сотрудников пункта досмотра должен стать аналитический подход, при котором выявляются не только объекты, подозрительные своей схожестью со средствами терроризма, но и подозрительные моменты в поведении людей.
Комплексный подход к обеспечению безопасности предполагает организацию контроля на всех возможных каналах попадания в автобусы диверсионно-террористических средств.
В противном случае все усилия по контролю одних каналов могут быть сведены на нет отсутствием его на других. Тотальный контроль над автотранспортом поможет организовать система спутникового мониторинга через спутниковую сигнализацию. Главной целью внедрения системы спутникового наблюдения является увеличение экономической эффективности работы транспортного предприятия через минимизацию нецелевого использования автотранспорта, четкое следование маршруту перевозок. К тому же систему наблюдения вполне реально использовать как спутниковую систему охраны или в качестве спутниковой сигнализации. Система спутникового GPS-слежения дает неограниченную возможность контроля всех перемещений транспортного средства.
У системы GPS-слежения за транспортом самое широкое применение именно в службах МЧС России и в скорой медицинской помощи. Данные, полученные со спутников и подключенных датчиков, аккумулируются в памяти энергонезависимого устройства и по GPPS-каналу пересылаются на автоматизированное рабочее место (АРМ) в транспортном предприятии.
Главное отличие системы контроля транспортных средств — это сбор данных со всех работающих в данный момент транспортных средств с дальнейшим сохранением их на винчестер компьютера.
После этого становится возможным просмотреть все передвижения, стоянки транспортного средства за любой промежуток отчетного времени.
Более того, система GPS-слежения и мониторинга транспорта способна генерировать отчеты о маршруте с привязкой к конкретным адресам, отображать пройденный маршрут на карте. В результате всего вышеизложенного обеспечивается полноценный мониторинг автотранспорта.
Внедрение такой системы позволит предотвратить несанкционированные остановки водителем на маршруте движения (подсадка «левых» пассажиров), что, соответственно, позволит предотвратить попадание на транспортное средство террористов с взрывными устройствами.
В борьбе с терроризмом в Российской Федерации непосредственно участвуют все силовые структуры, правоохранительные органы и специальные службы. К данным органам прежде всего относятся министерства и ведомства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
- [1] См.: Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2011 г. № 703.
- [2] URL: http://nac.gov.ru/nak-prinimaet-resheniya/v-moskve-proshlo-zasedanie-nacionalnogo-4.html
- [3] См.: Шеломенцев С. В., Усович А. В. Некоторые вопросы противодействия террористическим угрозам на пассажирском транспорте // Вестник НАК. 2014. № 2 (11).С. 50—53.