Разработка оптимальной модели эффективного функционирования системы бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах
Поскольку в управлении компанией существенную роль играет субъективный элемент, то необходим критерий принятия управленческих решений на текущий бюджетный период. Формирование перечня управленческих решений, включаемых в бюджет текущего периода, плюс прогноз неконтролируемых конъюнктурных факторов за бюджетный период приводят к изменению параметров. Следовательно, необходим критерий «выходных… Читать ещё >
Разработка оптимальной модели эффективного функционирования системы бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аннотации
Статья посвящена проблеме оптимизации системы бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах. Раскрыта специфика интегрированных инновационных структур. Показано, что использование бюджетирования в качестве базовой модели имеет ряд преимуществ, обеспечивающих стабильное функционирование системы. Рассмотрена необходимость интеграции системы бюджетирования с системой сбалансированных показателей, что должно обеспечить оптимальное взаимодействие оперативного и стратегического контуров управления. бюджетный управление интегрированный.
The article is devoted to a problem of optimization of system of budgetary management in the integrated innovative structures. Specificity of the integrated innovative structures is opened. It is shown, that use of budgeting as base model has a number of the advantages providing stable functioning of system. Necessity of integration of system of budgeting with system of the balanced parameters that should provide optimum interaction of operative and strategic contours of management is considered.
Актуальность обсуждаемой темы определяется тем, что важной задачей любого бизнеса на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Ужесточение конкуренции и резкое ограничение внешних ресурсов, приводит к необходимости налаживания системы бизнеса, способной адекватно и своевременно реагировать на изменения рыночной среды.
Система бюджетного управления способна выступить мощным средством решения неотложных задач финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности интегрированных инновационных структур. Консолидированное бюджетное управление запускает интеграционные процессы в масштабах всего объединения. Все ресурсы, весь потенциал направляются на достижение стратегических целей интегрированных инновационных структур. Подобная целевая ориентация приводит к улучшению экономического состояния каждого из участников структуры, активизации работы по улучшению инвестиционного климата для обеспечения роста предпринимательской и инновационной активности и тем самым для повышения устойчивости российской экономической системы и повышения уровня жизни населения.
В настоящее время центрами системной интеграции инновационной активности в России являются университетские учебно-научно-производственные инновационные комплексы, которые в числе других государственных институтов одними из первых оценили современные тенденции развития инновационных процессов, их роль, значение в реформировании экономики, для разработки новых прорывных технологий, создании конкурентоспособной, наукоемкой продукции, применении результатов инновационной деятельности в научно-технической сфере для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов к работе в условиях инновационной экономики.
Соединение в рамках единой стратегической парадигмы столь разнородных субъектов инновационного процесса (образования, науки и производства) безусловно, требует создания эффективной системы управления.
Система бюджетного управления является важнейшим этапом разработки системы регулярного экономического управления, которая способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов.
Задача эффективного задействования системы бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах столь актуальна, сколь и сложна. Во-первых, интегрированные структуры представляют собой системы взаимодействующих разнопрофильных организацийюридических лиц, технология нахождения баланса интересов которыхособая проблема. Во-вторых, практика управления современными предприятиями убеждает, что для крупной интегрированной структуры роль системы бюджетного управления неизмеримо выше, чем для отдельной компании.
Система бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах — это единая система управления, обеспечивающая достижение стратегических и оперативных целей для оптимизации финансовых результатов деятельности и координации экономических процессов на основе системы сбалансированных показателей, позволяющих в развитие известных подходов обеспечивать согласование действий и интересов всех структурных подсистем.
Актуальность проблемы внедрения системы бюджетного управления в интегрированных инновационных структурах определяется следующими основными факторами:
- — необходимость изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство, обоснования оптимального уровня расхода финансовых средств, оптимизации налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления;
- — необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ;
- — возможностью органичной интеграции современных управленческих и информационных технологий при создании систем бюджетирования;
- — потребностью в повышении инвестиционной привлекательности.
Для внедрения системы бюджетного управления необходим ряд обязательных условий. Во-первых, интегрированные инновационные структуры должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета. Методическая и методологическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета составляет аналитический блок бюджетного процесса.
Во-вторых, должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета составляет основу учетного блока бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс всегда реализуется через соответствующую организационную структуру системы управления, которая составляет организационный блок бюджетного процесса.
Понятие организационной структуры включает: количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования.
Объекты бюджетирования — объекты компании, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов.
Система управления бюджетированием — это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и регулярным, также регулярно, в соответствующие сроки в аппарат управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.
Важнейшей составляющей регламента бюджетного процесса является внутренний документооборот — совокупность регулярных, закрепленных в внутренних нормативных актах и инструкциях, информационных потоков подразделений предприятия в процессе разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета.
В-четвертых, в интегрированных структурах процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета предполагает регистрацию и обработку больших массивов информации. В бюджетном процессе уровень оперативности и качества учетно-аналитической работы существенно повышается. Программно-технические средства, используемые подразделениями интегрированных структур, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический блок системы бюджетирования.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования.
Основными характеристиками интегрированной инновационной структуры как экономической системы являются:
- 1) Наличие множества факторов системы, объединенных функциональными связями. Функциональная взаимосвязь предполагает равнозначность параметров, как в самой хозяйственной деятельности, так и при ее планировании.
- 2) Функциональные взаимосвязи параметров системы определяют особенности изменения системы под воздействием внешних факторов. Совокупность внешних воздействий лежит в основе разработки сводного бюджета компании на текущий период.
- 3) Интегрированный комплекс является не просто системой, но управляемой системой (объектом управления). При этом субъектом управления является его планово-аналитическое подразделение, ответственное за разработку интегрального бюджета.
- 4) Поскольку в управлении компанией существенную роль играет субъективный элемент, то необходим критерий принятия управленческих решений на текущий бюджетный период. Формирование перечня управленческих решений, включаемых в бюджет текущего периода, плюс прогноз неконтролируемых конъюнктурных факторов за бюджетный период приводят к изменению параметров. Следовательно, необходим критерий «выходных» результатов, согласно которому будут приниматься «входящие» управленческие решения. По величине «выходного» результата оценивается эффективность управления и, в частности, эффективность процесса бюджетирования. Вполне закономерно, что таким «выходным» результатом деятельности должны являться показатели конечных финансовых результатов:
- — относительный (чистая прибыль / собственные средства):
- — абсолютный (величина чистой прибыли за бюджетный период).
Главное условие жизнеспособности предприятия — это поддержание на любой момент времени приемлемого уровня финансовой устойчивости. Поддержание приемлемого уровня финансовой устойчивости является второй составляющей целевой функции.
Таким образом, целевая функция компании является приближенным аналогом функции Лагранжа с ограничением и может быть выражена системой из двух уравнений:
КФР=F (К 1, К 2, К 3… Н 1, Н 2, Н 3) — на максимум ФС (Л, ЧОК, СС…)>= ФС (norm Л, norm ЧОК, norm СС …),.
где КФР — конечные финансовые результаты;
К 1, К 2, К 3… — контролируемые внешние воздействия;
Н 1, Н 2, Н 3… — неконтролируемые внешние воздействия (прогнозируемые тенденции внешние конъюнктуры);
ФСуровень финансовой устойчивости (финансовой стабильности);
Л, ЧОК, СС… — факторы финансовой устойчивости, такие как: ликвидность, финансовая маневренность и величина чистого оборотного капитала, общая платежеспособность и доля собственных средств в источниках финансирования и др.;
norm — нормативные значения показателей финансовой устойчивости.
5) Ключевым понятием бюджетного управления является понятие совокупного эффекта отдельного управленческого решения, который включает в себя непосредственное изменение параметра хозяйственной деятельности в результате «точечного» внешнего воздействия плюс изменение сопряженных параметров в соответствии с функциональными связями экономической системы комплекса.
Вышесказанное имеет самое непосредственное отношение к пониманию специфических моментов процедуры составления интегрального бюджета. Системный подход в бюджетировании предполагает представление объекта бюджетирования в виде целостной модели, состоящей из ограниченного числа параметров (рисунок 1).
Рисунок 1- Цель процесса бюджетирования в контексте управления интегрированным инновационным комплексом.
Таким образом, составление интегрального бюджета на текущий период это моделирование, где в качестве исходных берутся параметры состояния комплекса на начало бюджетного периода.
Исходным пунктом бюджетного цикла является анализ исполнения бюджета предыдущего периода и проведение комплексного маркетингового исследования состояния внешней экономической и правовой среды:
- а) количественная спецификация влияния вероятных неконтролируемых внешних воздействий на изменение состояния предприятия на текущий бюджетный период. На базе количественной спецификации неконтролируемых внешних воздействий рассчитываются основные межфакторные связи, закладываемые в бюджетную модель. В первую очередь, это касается расчета функции маржинального дохода, лежащей в основе проведения анализа «издержкиобъемприбыль» с целью определения оптимального объема продаж на бюджетные период;
- б) определение оптимальных значений основных взаимосвязанных бюджетных параметров на бюджетный период по критерию максимизации конечных финансовых результатов с учетом ограничений, накладываемых нормативными значениями показателей финансового состояния. При этом критерием выбора оптимальной величины и структуры комплекса взаимосвязанных бюджетных параметров является максимизация конечных финансовых результатов (чистой прибыли за бюджетный период) при условии поддержания коэффициентов финансового состояния на уровне установленных нормативных значений;
- в) разработка на основе пункта «б» перечня управленческих мер для достижения установленных оптимальных значений бюджетных параметров. Управленческие меры разрабатываются в разрезе отдельных подразделений (центров ответственности), что и позволяет обеспечить директивный характер принимаемого бюджета.
Для успешного осуществления деятельности необходимо учитывать два критерия: максимизация конечных финансовых результатов и поддержание на должном уровне финансовой устойчивости и стабильности комплекса. В краткосрочном аспекте задачи увеличения эффективности и поддержания финансовой устойчивости являются конфликтными, то есть после составления первичных вариантов операционного, финансового и инвестиционного бюджетов необходимо проанализировать плановый уровень финансового дефицита на бюджетный период.
Бюджетирование как система управления имеет объективные ограничения, основные из которых — недостаточное использование нефинансовых показателей и ориентация на решение краткосрочных задач в ущерб долгосрочным. На наш взгляд, наиболее эффективной в применении станет единая система, совмещающая функции и задачи как системы сбалансированных показателей, так и бюджетного управления. Интеграция системы бюджетного управления и системы сбалансированных показателей в единую систему управления способствует повышению эффективности деятельности, окажет поддержку в принятии управленческих решать, позволит решать задачи как в области финансового, так и в области стратегического управления.
Выбор системы сбалансированных показателей обусловлен тем, что она позволяет одновременно связать стратегические цели с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегию; учесть нефинансовые показатели (наряду с финансовыми), что необходимо для оценки деятельности, связанной с нематериальными активами и информацией, обеспечивает своевременное реагирование на несоответствующие изменения в бизнеспроцессах посредством различия показателей, которые измеряют достигнутые результаты, и показателей, которые отображают процессы по достижению этих результатов.
В таблице 1 показано, каким образом при осуществлении различных функций управления в единой системе проявляется синергический эффект.
Однако, основное преимущество предлагаемой модели управления в том, что компания получает сбалансированную, эффективную, прозрачную схему управления.
Таким образом, под системой бюджетного управления интегрированной инновационной структуры можно понимать технологию управления на всех уровнях комплекса, обеспечивающую достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов на основе сбалансированных показателей.
Таблица 1- Синергетический эффект объединения системы сбалансированных показателей и бюджетирования
Функции управления. | Система бюджетироваания. | Система сбалансированных показателей. | Единая система. |
Планирование. | Распределение ресурсов компании на текущий период. | Конкретизация стратегических целей. | План целей и ресурсов для их достижения в количественном выражении. |
Координация. | Жесткая связь бюджетов ЦФО и бюджетов компании. | Причинно-следственная связь ССПподразделений и ССП компании в целом. | Взаимосвязанные планы показателей по подразделениям и компании в целом. |
Мотивация и контроль. | Экономия бюджетов по ЦФО. | Достижение целевых значений ССП подразделением. | Достижение целевых значений ССП центрами ответственности при экономии бюджетов. |
Для того чтобы связать стратегические цели с бюджетированием, необходимо структурировать выполнение поставленных задач во времени и связать его с ресурсами, необходимыми для их осуществления. Для этого используется специальный инструмент — стратегический бюджет.
Основой для составления бюджета являются стратегические цели на прогнозный период в разрезе основных направлений деятельности (образовательной, научной, производственной, инновационной) и целевые показатели по интегрированной инновационной структуре. Среди стратегических целей особо следует выделить цели, направленные на социальное развитие, на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности интегрированной структуры в научно-технической и образовательной сферах, на обеспечение интеграции научного и образовательного процессов с целью активизации инновационной деятельности.
Управление деятельностью интегрированной инновационной структуры необходимо осуществлять с помощью системы бюджетов, в которых по уровню принятия решений и ответственности за формирование доходов и направлений расходов выделяются:
- 1. Централизованный раздел. Данный раздел бюджета по доходам формируется в соответствии с действующими нормативными актами централизованным образом. По расходам данный раздел бюджета инициируется администрацией комплекса.
- 2. Децентрализованный раздел представляет собой совокупность бюджетов структурных подразделений. Каждый из таких бюджетов имеет доходную и расходную части и формируется в соответствующем подразделении.
Форматы бюджетов различных уровней управления и функционального назначения согласованы и унифицированы, что обеспечивает их консолидацию.
На рисунке 2 представлена схема формирования основного интегрального бюджета интегрированной инновационной структуры.
Каждый центр ответственности составляет в обязательном порядке бюджет доходов и расходов. В инициативном порядке могут составляться операционные бюджеты по функциям и проектам подразделений.
Таким образом, система бюджетного управления УНПИК имеет 2 уровня консолидации.
На 1-м уровне объединяются бюджеты центров финансовой ответственности. Бюджеты объединяются по видам деятельности. В результате в каждом случае имеем консолидированный бюджет конкретного вида деятельности. Это очень удобно для последующего контроля, анализа, регулирования.
По общеуниверситетским функциям составляются операционные бюджеты: по оплате труда, строительству, ремонту и др. На их основе составляется централизованный бюджет.
На 2-м уровне консолидации объединяются централизованный бюджет и бюджет подразделений по видам деятельности.
В результате имеем интегральный бюджет доходов и расходов. На его основе формируется интегральный бюджет движения денежных средств, а затем управленческий баланс. Технология консолидации бюджетов обеспечивает возможность всестороннего план-факт анализа в разрезе источников доходов и направлений расходов.
В связи с тем, что в комплексе осуществляются различные виды деятельности (учебная, научная, производственная, инновационная) общая схема консолидации информации в системе бюджетного управления в интегрированной инновационной структуре имеет следующий вид (рисунок 3).
Рисунок 2- Схема формирования основного интегрального бюджета интегрированной инновационной структуры.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.
Рисунок 3- Общая схема консолидации информации в системе бюджетного управления интегрированной инновационной структурой.
Особенно актуально стоит вопрос о постановке эффективной системы бюджетирования в интегрированных инновационных структурах. Консолидированное бюджетное управление призвано обеспечить следующие изменения в финансово-экономической системе управления интегрированными инновационными структурами:
- 1. Разработку системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента, повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.
- 2. Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.
- 3. Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах компании.
- 4. Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов.
- 5. Повышение обоснованности выделения финансовых и нефинансовых ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компаний, более точное определение направлений инвестиционной политики, реструктуризации предприятия.
- 6. Превращение компании в «финансово-прозрачную», понятную в финансовом отношении для инвесторов.
- 7. Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
- 8. Контроль над изменением финансовой ситуации в компании, повышение финансовой устойчивости и улучшения финансового состояния компании в целом, подразделений и видов бизнеса.
Таким образом, система бюджетного управления на современном этапе выступает в качестве механизма интеграции экономических структур. В то же время информация из консолидированных бюджетов помогает руководителям предприятий и экономических служб интегрированных инновационных структур четко представлять себе будущее экономическое состояние, эффективно и своевременно производить расчеты, выявлять резервы, объединять ресурсы для выполнения крупномасштабных проектов. Формирование консолидированной системы бюджетного управления является важным шагом на пути к созданию эффективной системы управления в интегрированных инновационных структурах.