Советское государство и право в период перестройки (1985—1991 гг.)
На фоне «парада суверенитетов» руководством СССР предпринимались попытки сохранить единое государство. Эти попытки выразились в подготовке и обсуждении нового Союзного договора (взамен договора «Об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г.). В конце августа 1990 г. был создан Подготовительный комитет по разработке Союзного договора, в который вошли представители республик и Президент СССР… Читать ещё >
Советское государство и право в период перестройки (1985—1991 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие государственных институтов
Начиная со второй половины 1980;х гг. в Советском государстве были осуществлены масштабные преобразования, направленные на демократизацию всех сфер общественной жизни. В силу недостаточной подготовленности, преобразования проводились непоследовательно и бессистемно. В итоге они, хотя и привели к определенному позитивному результату (политический плюрализм, потепление международных отношений и др.), все же во многом имели негативные последствия (падение уровня жизни населения, распад союзного государства и др.).
В период перестройки произошли большие изменения в политической системе Советского государства. Важным событием, непосредственно предшествовавшим этим изменениям, стала XIX конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Ключевым стало решение конференции о создании нового высшего органа государственной власти — Съезда народных депутатов СССР. Прежний высший государственный орган — Верховный Совет СССР — уже не избирался населением, как ранее, а формировался на Съезде из числа его депутатов. Съезд не был постоянно действующим органом. Он созывался Верховным Советом СССР один раз в год (при этом могли созываться и чрезвычайные Съезды). Президиум Верховного Совета СССР в результате произошедших изменений утратил свой прежний статус и стал техническим органом, обеспечивающим организацию работы Съезда и Верховного Совета СССР.
На основании решения конференции 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона — «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». В соответствии с первым законом в Конституцию СССР 1977 г. были внесены изменения, касавшиеся порядка формирования и полномочий Съезда народных депутатов СССР. Вторым законом устанавливался механизм выборов. Съезд состоял из 2250 депутатов, при этом 2/3 из них избирались населением страны на альтернативной основе путем прямых выборов (половина — от территориальных округов, другая половина — от национально-территориальных округов), а 1/3 попадала на Съезд в качестве представителей от различных общественных организаций (КПСС, комсомол, профсоюзы и др.). Последний шаг был сделан для того, чтобы в условиях падения авторитета коммунистической партии гарантировать присутствие на Съезде представителям этой политической силы. Первый Съезд народных депутатов СССР работал в мае-июне 1989 г., а всего за последние три года существования СССР созывалось пять подобных форумов. Позднее Съезды народных депутатов были созданы и на республиканском уровне, а также в отдельных автономных республиках.
Съездом были приняты важные решения, направленные на дальнейшую демократизацию советской политической системы. Так, в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов была отмена ст. 6 Конституции СССР 1977 г., закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни общества. Этот шаг привел к резкому уменьшению роли партийных органов в управлении государством и формированию многопартийной системы, что нашло закрепление в Законе СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях». Также в марте 1990 г. впервые была учреждена должность главы Советского государства — Президента СССР.
Введение
этой должности было осуществлено на основе анализа опыта демократических стран.
Согласно Закону СССР от 14 марта 1990 г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР», глава государства должен был избираться всенародным голосованием[1]. Согласно ст. 127.1 Конституции СССР 1977 г. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет, число кандидатов на эту должность не ограничивалось. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Следует отметить, что объем полномочий у Президента СССР был ниже, чем у Президента РФ по действующей Конституции 1993 г. Так, Президент СССР был подотчетен Съезду народных депутатов СССР, который мог лишить Президента его полномочий 2/3 голосов. В настоящее время процедура импичмента Президенту предусматривается Конституцией РФ (ст. 93), но она гораздо более сложна. Согласно ст. 127.3 Конституции 1977 г. право отставки Правительства (Совета Министров СССР) было предоставлено Верховному Совету СССР, а Президент СССР мог лишь поставить перед ним вопрос об этой отставке. По действующей Конституции РФ (ст. 83) Президент РФ самостоятельно принимает решение об отставке Правительства РФ.
Несколько позднее в союзных республиках были учреждены должности республиканских президентов. В РСФСР такое решение было принято на референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г. В соответствии с решением референдума 12 июня 1991 г. в России состоялись всенародные выборы Президента РСФСР[2]. Как и Президент СССР, глава РСФСР избирался на пятилетний срок.
Перемены периода перестройки затронули и Правительство. 26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет Министров СССР, во главе с премьер-министром. Кабинет Министров являлся исполнительно-распорядительным органом, находился в подчинении Президента СССР, нес ответственность перед ним и перед Верховным Советом СССР.
Демократизация политической жизни, а также трудности в проведении социально-экономических преобразований привели к росту центробежных тенденций в СССР. В период перестройки в советских республиках (первоначально в республиках Прибалтики, а затем и в других) стали проводиться мероприятия по отделению от СССР, которые получили неофициальное название «парад суверенитетов». Так, в мае 1989 г. Декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Литовской ССР, позднее, после выборов в республиканские Съезды народных депутатов, состоявшихся весной 1990 г., такие решения были приняты и другими республиками. В России Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР[3]. Необходимо обратить внимание на то, что с точки зрения конституционного права государственный суверенитет является синонимом независимости.
Стремление союзных республик к самостоятельности породило проблему «войны законов». В своих декларациях о суверенитете республики закрепляли приоритет республиканского законодательства перед союзным, положения законов СССР действовали в республиках только в части, не противоречившей законам той или иной республики. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР закреплялось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась возможность приостанавливать действие актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами России. Данный порядок разрушал всю систему советского законодательства и способствовал распаду союзного государства.
На фоне «парада суверенитетов» руководством СССР предпринимались попытки сохранить единое государство. Эти попытки выразились в подготовке и обсуждении нового Союзного договора (взамен договора «Об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г.). В конце августа 1990 г. был создан Подготовительный комитет по разработке Союзного договора, в который вошли представители республик и Президент СССР. Предполагалось дать значительное количество прав союзным республикам. В ноябре 1990 г. все республики, за исключением Грузии и республик Прибалтики, приступили к обсуждению договора. Но в итоге решение вопроса затягивалось. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся первый в истории референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В голосовании приняли участие 80% граждан СССР, из них почти 78% высказались за сохранение СССР. Следует, однако, отметить, что референдум проводился не во всех союзных республиках (он не проходил в республиках Прибалтики, в Грузии, Армении и Молдавии).
23 апреля 1991 г. состоялась встреча девяти руководителей союзных республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и Президента СССР, по результатам которой было сделано заявление о продолжении работы над текстом Союзного договора. В итоге проект Союзного договора был подготовлен в конце июля 1991 г. и опубликован в печати. Подписание Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако этого не произошло по причине событий 19—21 августа 1991 г., получивших название «путч», в ходе которого была предпринята попытка остановить распад СССР при помощи силовых методов. После поражения «путчистов» начался практически неконтролируемый распад СССР — большинство союзных республик в августе 1991 г. объявили о своей независимости. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще руководители России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение об официальном прекращении существования СССР и об образовании на его месте Содружества независимых государств (СНГ). Позднее «Беловежское соглашение» было утверждено органами государственной власти этих республик, в частности Постановлением Верховного Совета РСФСР (12 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) президентами республик была подписана Декларация участников СНГ, в которое вошли 11 бывших союзных республик (в СНГ не вошли Грузия, Литва, Латвия и Эстония). Декларация констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. В Декларации подчеркивалось, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. 25 декабря 1991 г. Президент СССР своим Указом сложил с себя полномочия главы государства, тем самым признав решения о ликвидации СССР.
В период Перестройки произошли определенные изменения в советской судебной системе. Эти изменения, в частности, затронули механизм формирования судов. Если раньше судьи городских (районных) судов избирались населением, а вышестоящие судьи — соответствующими Советами народных депутатов, то теперь все судьи, вплоть до краевых и областных, должны были избираться вышестоящими Советами, а судьи Верховного Суда СССР, Верховных судов союзных и автономных республик, судов автономных областей и округов — соответствующими Советами.
В данный период в Советском государстве был образован новый судебный орган — Высший арбитражный суд СССР, который сменил ранее существовавший государственный арбитраж и его органы в республиках. Этот орган действовал на основании союзных Законов от 17 мая 1991 г. «О высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР» и рассматривал экономические споры между предприятиями независимо от их форм собственности. Система арбитражных судов в 1991 г. была сформирована и в РСФСР. Также союзным Законом от 23 декабря 1989 г. «О конституционном надзоре СССР» был образован Комитет конституционного надзора СССР, который формально не являлся судебным органом, но обладал правом рассматривать вопросы о соответствии положениям Конституции СССР актов государственных органов, в том числе и законодательства союзных республик. Комитет конституционного надзора первоначально был образован и в РСФСР, но в скором времени в республике в соответствии с Законом от 6 мая 1991 г. был преобразован в Конституционный Суд РСФСР — высший судебный орган защиты конституционного строя РСФСР (на уровне СССР такой суд не учреждался).
- [1] Для первого Президента СССР было сделано исключение: он был избран 1П Съездом народных депутатов СССР. Как известно, первым (и последним) ПрезидентомСССР 15 марта 1990 г. стал М. С. Горбачев.
- [2] Первым Президентом РСФСР стал Б. Н. Ельцин, набрав 57% голосов избирателей.
- [3] В настоящее время в честь этого события в России 12 июня является нерабочимпраздничным днем (согласно ст. 112 Трудового кодекса РФ 12 июня — «День России»),