Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задание 5. На карточке-навигаторе «Яйцо» написано задание. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: «В каких русских народных сказках встречается «яичко», «яйцо»? Каким бывает яйцо в сказках? (простым, золотым…). Почему в сказке «Курочка-Ряба» яйцо разбивается? Почему дед и баба «били» яйцо? Кто разбил золотое яйцо? Почему дед и баба плакали, когда Мышка разбила яйцо? Что было бы… Читать ещё >

Квест-технологии в приобщении дошкольников к истории и культуре родного края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Качество реализации региональной образовательной программы дошкольного образования во многом зависит от используемых образовательных технологий. Для создания условий позитивной социализации дошкольников на основе овладения краеведческим содержанием образования, поддержки становления индивидуальности ребенка в процессе приобщения к истории и культуре родного края хороший образовательный потенциал имеет квест-технологиия. Квесттехнология является современной, недавно определившейся педагогической технологией, совмещающей в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры. Такой синтез технологий позволяет соответственно решать целый комплекс задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

В переводе с английского quest означает «поиск», игра с сюжетом; специальным образом организованный вид исследовательской деятельности. В работах И. Н. Сокол квест определяется как набор проблемных заданий с элементами ролевых игр и определенной сюжетной линией.[1] И. Н. Сокол рассматривает квест-технологию как технологию, реализующуюся с целью развития у детей критического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, имеющую четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел и конкретные правила. Квест обязательно имеет руководителя (наставника).

Анализ материалов Е. Евлаховой, Н. Зезули, И. Н. Сокол, Е. Суховой, К. Халиковой позволяет выделить ряд особенностей квест-технологии:

  • • образовательная задача осуществляется на основе игровой деятельности участников квеста;
  • • поисковый характер образовательной задачи;
  • • средства обучения, используемые в квест-технологии, способствуют самовыражению ребенка;
  • • квестовые задания мотивируют детей на эмоциональную и интеллектуальную активность.

Квест-технология позволяет в интересной для детей форме решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач физического, познавательного, речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. В зависимости от познавательных интересов детей, их возрастных и индивидуальных возможностей для игры могут быть подобраны задания различного уровня сложности, задания, требующие особых навыков, а также формирующие универсальные познавательные компетенции.

Поисковый характер образовательной задачи ориентирует участников на поиск объектов (карты, клада и др.), людей, сказочных персонажей, какой-либо информации. Территориально квесты могут быть организованы в различных пространствах, например в группе, детском саду, вне помещения — на территории детского сада, в парке, сквере, музее и т. д.

Использование разнообразных заданий (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок, тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа и др.) ставит детей в ситуацию поиска, повышает познавательную активность, превращает каждый квест в уникальный образовательный продукт.

Педагогу-наставнику (воспитателю, инструктору по физической культуре и др.) в квест-игре принадлежит организационная роль, т. е. он определяет образовательные задачи квеста, составляет сюжетную линию игры или путешествия, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность, анализирует процесс деятельности детей и итог квеста.

Организация квестов для детей дошкольного возраста на основе краеведческого содержания образования предполагает соблюдение определенных педагогических условий.

  • • Сценарий квеста выстраивается на краеведческом материале. В него включаются сведения о ярких исторических событиях, происходивших в далеком или недавнем прошлом родного города, поселка, интересные эпизоды из современной жизни города, края.
  • • В содержание сценария квеста необходимо постоянно включать разные виды детской деятельности, так как в силу возрастных особенностей развития психических процессов выполнение однообразных заданий детьми дошкольного возраста будет затруднительным.
  • • Задания нужно продумать таким образом, чтобы они были подчинены определенному целостному сюжету, а не только теме.
  • • Квестовые задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными между собой.
  • • Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, костюмов, инвентаря, иметь при необходимости музыкальное сопровождение.
  • • Необходимость создания атмосферы игрового пространства, в котором присутствуют объекты, имеющие отношение к истории и современности края, его культурно-историческим ценностям, традициям.
  • • Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго героя, вернуться с неизвестной планеты в свой родной город).
  • • Поощрение самовыражения и самоутверждения личности ребенка в деятельности по мотивам работ мастеров края.
  • • Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес.

юо.

• Роль педагога в игре — направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В зависимости от характера квестовых заданий и последовательности их выполнения выделяются следующие виды квестов:

  • • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • • кольцевые (по сути, представляют собой тот же линейный квест, только рассчитанный на нескольких команд, стартующих из разных точек игрового пространства).

Как и любое образовательное мероприятие с детьми, квест требует предварительной подготовки. Подготовка квеста педагогами осуществляется в три этапа.

На первом этапе педагог осуществляет подготовку необходимых материальных условий, оборудования, дидактического материала. В случае организации квеста за территорией детского сада, организатор квеста заранее проводит разведку территории (сквер, парк, лес) и изучает окружающее природное пространство на предмет безопасности для детей, дидактических и воспитательных возможностей.

Второй этап подготовки предполагает разработку технологической карты квеста и его сценария. В технологической карте отражается название, направленность, цель и задачи квеста, его продолжительность, возраст участников, легенда, квест-герои, основная идея, задания-препятствия, навигаторы, ресурсы, формируемые качества, итоги квеста.

Третий этап посвящен подготовке детей к квесту. Педагоги знакомят дошкольников с темой квеста, создают необходимые педагогические условия для погружения в тему квеста. В ходе образовательных ситуаций, занятий, мастер-классов, образовательных прогулок происходит обучение дошкольников способам решения конкретных учебных и исследовательских задач, проживание темы квеста в самостоятельной игровой деятельности. В табл. 2.2. приведен пример технологической карты квеста, направленного на воспитание у детей ценностного отношения к малой Родине, сопричастности к истории и культуре Зауралья.

Технологическая карта квеста «Путешествие в прошлое Зауралья».

Название

«Путешествие в прошлое Зауралья»

Направленность квеста.

Социально-коммуникативное развитие.

Цель и задачи.

Цель. Воспитание ценностного отношения к малой Родине, сопричастности к истории и культуре Зауралья.

Задачи:

  • • Обучающие: учить находить способ решения проблемы в условиях неопределенности, проявлять самостоятельность при решении поставленных задач, учить самостоятельно формулировать выводы, формировать умение доводить начатое дело до конца.
  • • Развивающие: развивать познавательные психические процессы, коммуникативные и музыкальные способности, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве.
  • • Воспитательные: воспитание сопричастности к истории и культуре Зауралья

Продолжительность.

25—30 мин.

Возраст участников.

Дети старшего дошкольного возраста.

Легенда.

С помощью машины времени дети попадают в прошлое — в прошлое Зауральского края. История, быт людей в старину увлекают детей, там происходит множество удивительных событий, дети видят множество необычных предметов. Ребятам нравится это самобытная атмосфера прошлого Зауралья, но остаться там навсегда нельзя, потому что они дети и живут они в настоящем времени, в своей семье. Вернуться домой, в детский сад не так-то просто. Нужно справиться с трудными испытаниями, которые дают сказочные персонажи.

Название.

«Путешествие в прошлое Зауралья».

Квест-герои.

Дети.

Основное задание / основная идея.

Детям нужно выполнить задания, которые предлагают герои русских народных сказок. Только тогда можно вернуться домой. Самое первое задание — обычное для героев русских народных сказок, но не обычное для детей: «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что». Дети идут по группе и натыкаются на Емелю, героя русской народной сказки «По щучьему велению».

Задания-препятствия.

Задание 1. Емеля опечален, сидит возле развалившейся печки. Герой обращается к детям: «Хорошая была печь у меня, теплая. Я на ней и спал, и ездил. А какую приличную скорость развивала печка! Но вот беда, стала печь очень сильно дымить. Дым прямо глаза ест.

Я решил разобрать свою печку и сделать новую. Быстро я печь сломал, а вот сделать не могу. Может быть, ребята, мне помогут сложить новую печь?" (Дети из модулей складывают Емеле новую печь. Емеля благодарит детей и указывает им путь-дорогу.) Дети отправляются в направлении, указанном Емелей, находят карточку-навигатор «Русская изба». Далее они следуют к музейному комплексу «Русская изба».

Задание 2. В «Русской избе» детей встречает хозяйка, Миланья Ивановна. Она стала совсем старой и забыла, как называются старинные предметы в ее избе. Показывает предметы, которые раньше использовали в быту (ухват, чугунок, коромысло, клюка и др.) и предлагает детям назвать эти предметы, и рассказать о них. Миланья Ивановна благодарит детей за помощь и одаривает их вкусными пирожками.

Название

«Путешествие в прошлое Зауралья»

Задание 3. Выходя из «Русской избы», дети находят карточку-навигатор «Юрта» и направляются к ней. Хозяин юрты, Касымкан, радушно встречает детей и просит ответить на вопросы. Вопросы Касымкана детям: «Можно ли без часов определить время, находясь в юрте? Как это делали казахи-кочевники в прошлом? Почему кочевники не замерзали в юрте зимой? Кто такие чабаны?».

Задание 4. Детям нужно перебраться через реку. На берегу реки находятся «бревна». Дети строят плот из деталей лего-конструктора. Перебравшись на другой берег, дети находят новую карточку-навигатор «Яйцо».

Задание 5. На карточке-навигаторе «Яйцо» написано задание. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: «В каких русских народных сказках встречается „яичко“, „яйцо“? Каким бывает яйцо в сказках? (простым, золотым…). Почему в сказке „Курочка-Ряба“ яйцо разбивается? Почему дед и баба „били“ яйцо? Кто разбил золотое яйцо? Почему дед и баба плакали, когда Мышка разбила яйцо? Что было бы, если бы Мышка не разбила яйцо?» Ответив на вопросы, дети снова отправляются в путь и находят карточку-навигатор «Курочка». Задание 6. Курочка-Ряба дает детям задание угадать, как называются злаковые культуры?

А затем разложить в отдельные короба зерна пшеницы, ячменя и овса. Выполнив задание, дети находят карточку-навигатор «Музыкальные инструменты».

Задание 7. По карточке-навигатору дети следуют в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме и просит назвать музыкальные инструменты (балалайка, гусли, ложки, колокольчик, трещотка, бубен). Назовите, герой какой русской народной сказки играл на гуслях? Исполните на музыкальных инструментах (на выбор детей) русскую народную мелодию. Девочки исполняют (аранжируют на ложках) известную русскую народную мелодию, а мальчики танцуют. Затем исполнители меняются ролями.

Название.

«Путешествие в прошлое Зауралья».

Задание 8. К детям выходит Емеля, заслышав звуки знакомой мелодии, обращается к детям: «Рад вас видеть молодцы удалые, да девицы красные. Вижу, справились со всеми заданиями, привела вас дорога в родной детский сад. Скажите мне, ребята, какие препятствия встретились вам на пути? Кого вы повстречали? Да что видали? (Дети рассказывают Емеле о своем путешествии). А напоследок, порадуйте мне душу веселым хороводом. (Дети исполняют вместе с Емелей хоровод «Улица» или любой другой по желанию детей.).

Навигаторы.

В качестве подсказки служат карточки-навигаторы.

Ресурсы.

Карточки-навигаторы, модули для сооружения печки, детали лего-конструктора, карточкинавигаторы «Русская изба», «Юрта», «Яйцо», «Курочка-Ряба», «Музыкальные инструменты», три одинаковых по размеру берестяных короба, предметы старинного быта (ухват, чугунок, коромысло, клюка и др.).

Необходимые качества.

Познавательный интерес к истории Зауралья, смелость, умение работать в команде, товарищество, самостоятельность, смекалка, музыкальность.

Итоги квеста.

Воспитание у детей познавательного интереса, сопричастности к истории и культуре Зауралья.

Итак, поисковая активность детей во время квеста проявляется в обследовательских действиях, направленных на изучение предметов, анализ их свойств, установление между ними связей, что способствует формированию познавательного отношения к окружающему миру, развитию критического интеллекта. Выполнение заданий квеста требует от детей не только напряженных умственных усилий, но и умений работать в команде, слышать партнера, помогать и доверять товарищам, что важно для формирования положительных социальных качеств.

  • [1] Сокол И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов // Концепт. 2013. № 12. С. 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой