Символические образы и детали в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Ахметова Г. А. говорит о том, что важную роль в художественной системе произведения играет мифологический лейтмотив ада. Так, в духе христианских представлений древнерусской литературы женская красота и плотская страсть трактуются автором «Анны Карениной» как соблазн и наваждение дьявола. Благодаря данной мифологеме, скрытой и ненавязчивой в контексте большого романа, сюжет приобретает глубинный… Читать ещё >
Символические образы и детали в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1.1 Исследователи о символике романа роман каренина символ толстой Изучением символики романа «Анна Каренина» углублённо и детально стали заниматься сравнительно недавно. Однако уже такие именитые учёные, как Эйхенбаум, Билинкис, Бабаев в своих работах указывали на особенность этого романа 70-х гг., вышедшего из-под пера Л. Н. Толстого.
Одним из первых о символике романа заговорил Д. С. Мережковский в своей работе «Л. Толстой и Достоевский». На основе сопоставления двух величайших писателей, исследователь выводит особенности творчества каждого из них, анализирует их взгляды на мир и религиозные представления. Именно с точки зрения религии Мережковский и даёт толкования символам романа.
В монографии Б. М. Эйхенбаума рассматриваются аналогии с творчеством Тютчева в плане трактовки страсти, как стихийной силы, как «поединка рокового». В поэзии же Фета, как считает исследователь, Толстого привлекает «лирическая дерзость», умеющая уловить тончайшие оттенки душевной жизни во взаимосвязи и переплетении с миром природы.
Я.С. Билинкис, говорит о том, что природа, как и жизнь мужиков, Анне Карениной чужда и страшна. Он пишет, что при обрисовке переживаний Анны Карениной изображение природы служит для писателя в большинстве случаев лишь средством анализа и обобщения того, что происходит в душе героини. Исследователь также высказывает мысль о том, что роман символичен уже с первых строк. Символичность начальных глав романа говорит, что уже первые неостановимые движения души Анны Карениной словно упираются в мрачность и жестокость своего сопровождения. Иными словами, Толстой использует символику, чтобы показать неизбежность пути Анны.
Бабаев Э.Г. в своей работе «Анна Каренина» Л. Н. Толстого уходит от символики природы, и рассматривает символы романа в ином преломлении. Его, прежде всего, волнует изображение эпохи, современной Л. Н. Толстому. С этой точки зрения, он приходит к выводу: из разрозненных подробностей и брошенных как бы вскользь античных символов в произведении складывается цельная картина «современного Рима эпохи упадка».
Ахметова Г. А. говорит о том, что важную роль в художественной системе произведения играет мифологический лейтмотив ада. Так, в духе христианских представлений древнерусской литературы женская красота и плотская страсть трактуются автором «Анны Карениной» как соблазн и наваждение дьявола. Благодаря данной мифологеме, скрытой и ненавязчивой в контексте большого романа, сюжет приобретает глубинный смысл, становится древней историей о продаже души дьяволу и о сошествие в ад. Выполняя роль прелюдий, неявные мифологемы приближают трагическую развязку, смыкают начало и конец произведения в архитипический сюжет.
В романе можно выделить несколько групп символов: символика природы, символика имени, символика скачек, символика света, символика деталей и символика железной дороги.