Риторические категории.
Основные риторические категории
Высшая форма любви, агапе, — способность увидеть в конкретном человеке образ и подобие Божие. Как риторическая эмоция «любовь небесная» более сложна в построении, так как является умным чувством, и эрос представлен в ней слабее, чем в дружбе. Но агапе строится в основном на романтическом пафосе: основной конфликт между отрицательными действиями личности, высоким идеалом и предметом речи создает… Читать ещё >
Риторические категории. Основные риторические категории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Риторический пафос
Пафос не является выражением эмоционального состояния ритора. Ритор использует речевую технику, создающую эмоциональный образ предмета речи, в рамках которого формируются ораторские страсти — эмоциональные оценки предмета речи в его отношении к предложениям ритора. В аргументации пафос имеет определяющее значение.
Во-первых, проявление индивидуальности ритора возможно только через пафос: высказывание отличается от других и выделяется в общем потоке речи не новыми идеями, которые возникают редко; не приемами обоснования, которые воспроизводятся в аргументации; не этичностью, которая уподобляет ритора аудитории; но именно пафосом, побуждающим аудиторию переживать предмет речи и предложение ритора.
Во-вторых, риторическая аргументация всегда имеет дело с предметами, относительно которых возможны различные мнения. Никто не станет обсуждать проблему, к которой безразличен, и никто не примет предложение, которое неинтересно.
В-третьих, в риторике присоединение означает готовность к действию в определенном направлении. Чтобы действовать нужна воля, а воля пробуждается эмоцией — стремлением к цели.
Существует множество видов общего или литературного пафоса: героический, сентиментальный, иронический, романтический, реалистический. Здесь достаточно выделить три основные типа пафоса — сентиментальный, романтический и реалистический.
Литературный пафос представляет собой с точки зрения речевой техники смысловую перспективу высказывания, в которой имеются три опорные позиции: образ автора, предмет речи и общее место (о строении общих мест подробно ниже). Отношение этих трех смысловых точек задает направление и возможности развертывания стиля произведения.
Сентиментальный пафос строится на рефлексии личного переживания предмета речи, которая обнаруживает несовместимость различных сторон или свойств личности в их отношении к предмету, в результате чего возникает эмоционально-оценочное раздвоение личности. Это раздвоение должно приводить либо к отрицанию сторон личности, несовместимых с предметом, либо к отрицанию предмета как несовместимого с личностью, либо к частичному изменению и личности, и предмета.
Сентиментальный пафос — сильный и опасный инструмент эмоционального убеждения, и обращаться с ним следует с осторожностью. Часто сентиментальный пафос возникает от плохого понимания предмета, да и сам по себе он не способствует трезвости мысли, которая замутняется эмоциональной рефлексией, в результате чего пафос неверно направляется. Вместо того, чтобы осмыслить собственное отношение к Богу и направить пафос на искоренение гордыни и осуждения в себе, автор осмысливает отношение человека к человеку, ставя себя выше других, и направляет пафос против вероучения, которого не понимает. Другая, не меньшая опасность сентиментального пафоса (кстати, весьма распространенного и любимого русскими риторами) в том, что он легко создает состояния внутренней раздвоенности и отрицания реальности, которые в массовой коммуникации приводят к разрушительным умонастроениям в обществе. Поэтому этичный ритор относится с осторожностью к сентиментальному пафосу и применяет его так, чтобы не нанести вред своей аудитории. Романтический пафос строится на таком отношении личности к предмету, при котором личность и предмет предстают как отдельные и уникальные, но взаимосвязанные таким образом, что предмет содержит вызов личности в виде угрозы, интереса, задачи, ценности и т. д.
" Справедливо мнение, что «человек познается по делам своим» .
Романтический пафос наиболее распространен, так как он связан с повышающей аргументацией, то есть с развитием представлений аудитории в направлении более высоких идеалов, а следовательно, позволяет ритору вести за собой аудиторию, предлагая новые для нее идеи и хорошо разработанные обоснования. Кроме того, романтический пафос делает возможным широкий спектр сильных и конструктивных риторических эмоций. В приведенном примере Н.Н. Ладыгина-Коте строит познавательный интерес — сложную эмоцию, которую в других типах пафоса создать невозможно. Развитие науки и ведущая роль ее авторитета в современной культуре стали возможными потому, что идеологи науки сумели найти и правильно применить романтический пафос в пропаганде научного знания и образования. риторика словесность аргументация эпистолография Реалистический пафос основывается на отождествлении образа автора с нравственным, эстетическим или иным идеалом, который вступает в конфликт с предметом речи. Модальность высказывания поэтому строится так, чтобы уравнять образ автора с аудиторией и навязать ей позицию идеала-автора. Отчего представление предмета строится так, чтобы оно объединяло наиболее тривиальные формы опыта автора и аудитории. Реалистический пафос направлен либо на приведение предмета речи в состояние, совместимое с образом автора, либо на изменение аудитории в том же направлении.
Реалистический пафос строится на соотношении «я» отправителя или получателя речи, предмета (картины, другого человека) и «идеала» (моря, в котором можно купаться и эстетическая ценность которого поэтому не вызывает сомнений, или «чрезвычайной силы ума» в меру ее доступности). Центр реалистического пафоса — «я», под уровень представлений и вкусов которого подводится любая реальность. И то, что не соответствует интересам или желаниям «я», попросту отвергается как несуществующее или становится предметом ненависти и осмеяния, например, объективность прекрасного. По меткому выражению о. Павла Флоренского, этика и эстетика реализма (как, впрочем, и гносеология, политика, философия права, философия истории) основана на иллюзионизме и создании суррогатов реальности. Риторика массовой коммуникации строится на реалистическом пафосе, когда спорт, искусство, любовь, наука, религия подменяются зрелищами, а массовый коммуникант удовлетворяется тем, чем в состоянии себя вообразить и к чему способен стремиться, -спортсменом, сыщиком, суперменом, миллионером, и в этих подменах протекает его земная жизнь.
Сказанное означает, что реалистическим (точнее, натуральным — как называла себя вся школа) пафосом следует пользоваться с сугубой осторожностью, учитывая, что его созидательные возможности ограничены.
Риторическая эмоция (частный пафос) является направлением общего пафоса на конкретную положительную или отрицательную ценность, например, патриотизм, любовь, мужество, сострадание, познание, веру.
Тип общего пафоса избирателен в отношении риторических эмоций или страстей. Сентиментальный пафос легко допускает такие страсти, как дружеская привязанность (филия), сострадание, страх, милосердие, зависть, свободолюбие, самосовершенствование. Реалистический пафос допускает стремление к обладанию (эрос), терпимость, равенство, желание счастья, зависть, осторожность, справедливость, конформизм, скептицизм, иронию. Романтический пафос связан с идеальной любовью или добротой (агапе), мужеством, гневом, самоотверженностью, познавательной эмоцией, патриотизмом, верой, созидательностью, великодушием, ответственностью, чувством собственного достоинства, трудолюбием.
Любовь — основная риторическая эмоция, на основе которой строятся все остальные. Существуют три вида любви: эрос, филия и агапе.
Эрос — наиболее общее проявление объединяющей силы — стремление к обладанию. Эрос в одинаковой мере созидателен и разрушителен, потому что он выделяет предмет стремления как единственно ценный, делая несущественным или даже враждебным все остальное, откуда и его противоположностьненависть.
Речевая техника, вызывающая влечение или стремление, относительно проста. Такая эмоция создается четырехчленным построением речи — мотивационной последовательностью.
Эта последовательность, разработанная и универсально рекомендованная американскими специалистами, широко используется в различных видах общения. Мотивационная последовательность достаточна для рекламы и других содержательно простых высказываний, цель которых — стандартное практическое решение.
Мотивационную последовательность можно вычленить в любом публичном высказывании, поскольку эрос лежит в основании других риторических эмоций. Но значимость мотивационной последовательности убывает по мере нарастания сложности содержания высказывания, и более сложные эмоции ни в коей мере не сводятся на эрос. Если для рекламного текста или предвыборной агитации мотивационная последовательность в принципе достаточна, и разрабатывая соответствующие построения, ритор может ею ограничиться, то для политической, юридической или академической аргументации нужны более высокие и развитые риторические эмоции, а ограничение пафоса мотивационной последовательностью приведет к этической компрометации ритора.
Филия — дружеская привязанность, возникающая от родства душевного склада, мировоззрения и общих целей. В истории риторики пафос дружбы играет значительную роль, так как на дружбе зиждятся семейные, гражданские, церковные, и корпоративные отношения. Важную роль играет филия в военной риторике.
Известны несколько правил построения дружеской эмоции.
- 1) Любят не того, кто оказывает благодеяние, а того, кому оказывают благодеяние. Поэтому Петр говорит войскам, что они спасают отечество, следовательно, любят его.
- 2) В дружбе, в данном случае воинском братстве, все равны перед лицом смерти (и взаимной привязанности), поэтому генерал является солдатом.
- 3) Люди в дружбе равны и объединены ценностями, причем ценности составляют общую цель и вычленяют в личности каждого общее и отдельное, что и составляет мотив рефлексии — сентиментального пафоса.
- 4) В отношении к общему, что объединяет людей в дружбе, каждый уникален по способностям, талантам и свойствам.
- 5) Дружба скрепляется общим опытом, например, прежних побед над противником, отчего: «Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе сражались они. «
Высшая форма любви, агапе, — способность увидеть в конкретном человеке образ и подобие Божие. Как риторическая эмоция «любовь небесная» более сложна в построении, так как является умным чувством, и эрос представлен в ней слабее, чем в дружбе. Но агапе строится в основном на романтическом пафосе: основной конфликт между отрицательными действиями личности, высоким идеалом и предметом речи создает необходимое напряжение, а направление риторической эмоции достигается объединением предмета с идеалом. Необходимый при этом момент рефлексии является вспомогательным проявлением сентиментального пафоса, и ритор не сосредоточивает на нем внимание.
Литературный пафос строится в перспективе отношения личности, любви (предмета) и познания. При этом любовь связывается с познанием и предстает как его непременное средство. Риторическая эмоция исходит от противопоставления слова и помысла внешнему действию, согласие которых оказывается направлением пафоса. Любовь — качество человека, образа и подобия Божия, выделяется как цель стремления и главный критерий помысла и поступка.
Значима техника построения эмоции — тщательное ограничение сентиментального пафоса, которое достигается различными видами эналлаги — подстановки языковых форм.