Заключение.
Газета "Коммерсантъ" как образец деловой журналистики на рынке российских СМИ
Первые материалы деловой тематики появляются в российской прессе во второй половине XVIII века, первые специализированные деловые журналы — спустя почти век. Переход к рыночным отношениям, высокие темпы развития экономики и бизнеса, новые потребности населения способствовали возникновению и формированию системы российских деловых журналов в начале XX века. В это же время впервые появляется… Читать ещё >
Заключение. Газета "Коммерсантъ" как образец деловой журналистики на рынке российских СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, в ходе исследования мы убедились, что деловая пресса в последнее время начинает играть все более заметную роль в жизни российского общества. При этом в выигрыше (который можно оценить тиражами) оказываются те издания, которые не замыкаются на своей достаточно узкой аудитории, а расширяют ее, оставаясь при этом качественной прессой. К такому типу можно как раз отнести исследуемую нами общенациональную деловую газету «Коммерсантъ».
Изучив историю возникновения и становления деловой журналистики в целом, типологические особенности деловых изданий, а также рассмотрев их на конкретном примере деловой газеты «Коммерсантъ», мы можем сделать следующие выводы:
- 1. Деловая журналистика — специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в Интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий. Но проблемы деловой прессы необходимо рассматривать в более широком контексте, поскольку деловая сфера не сводится целиком к прессе, содержащей информацию о бизнесе, в таком случае можно упустить из виду огромные информационные массивы, реально работающие в информационном поле. На эту позицию и опирается газета «Коммерсантъ», в отличие от многих других изданий.
- 2. Первые материалы деловой тематики появляются в российской прессе во второй половине XVIII века, первые специализированные деловые журналы — спустя почти век. Переход к рыночным отношениям, высокие темпы развития экономики и бизнеса, новые потребности населения способствовали возникновению и формированию системы российских деловых журналов в начале XX века. В это же время впервые появляется деловой журнал «Коммерсантъ». Однако приход к власти коммунистической партии приводит к исчезновению прессы для предпринимателей практически до самого распада СССР. В 1989 году возобновляется выход «Коммерсанта» (правда, нельзя сказать, что это было то же самое издание, что и в начале века, но редакция «Коммерсанта» позиционирует себя как преемник традиций того дореволюционного журнала). С этого времени начинается новый этап в становлении и развитии российской деловой прессы. А «Коммерсантъ» фактически можно назвать старейшим деловым изданием России.
- 3. Сегодня деловая пресса, безусловно, является частью современной журналистики, а не абсолютно автономным ее направлением, соответственно, она испытывает на себе влияние общих тенденций развития российских периодических изданий, а также и зарубежной журналистики, поскольку за рубежом деловая пресса имеет многолетние традиции и более восприимчива к тенденциям в предпочтениях аудитории.
- 4. При этом российская деловая пресса является особой системой, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком — деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого феномена. Основанием для выделения деловой прессы в отдельную категорию послужила ее информационно-функциональная специфика.
- 5. Изучив мнения разных специалистов, которые предлагают классифицировать деловую прессу по разным параметрам, мы решили принимать во внимание следующую типологию: деловые издания общего интереса (универсальные); специализированные (отраслевые и профессиональные) деловые издания; корпоративные деловые издания; издания органов государственной власти (Governmental title).
- 6. Газета «Коммерсантъ» — уникальное явление на рынке деловой прессы России. Во-первых, абсолютное большинство изданий этого типа выходят в журнальном формате. Это оправдано в случае с деловыми изданиями, поскольку журнал предполагает меньшую оперативность подачи информации, но при этом большую ее аналитичность, что важно для сферы бизнеса и финансов. Во-вторых, многие деловые издания, возникшие в 1990;е годы, не смогли выжить на рынке СМИ и быстро закрылись, а «КоммерсантЪ», напротив, обрел популярность и обзавелся сразу несколькими приложениями. В-третьих, «КоммерсантЪ» отличается от своих конкурентов как строением редакционного коллектива, так и принципами работы.
- 7. «Коммерсанту» принадлежат многие открытия и нововведения в структуре российской деловой прессы: информативные, а не публицистические заголовки, жесткий макет с конкретными тематическими рубриками, принцип «перевернутой пирамиды» в публикациях, документально зафиксированная система штрафов и материальных поощрений за нарушение или соблюдение правил профессионального поведения.
- 8. Формат газеты, нетипичный для российской деловой прессы в принципе, оптимально используется «Коммерсантом». В данном издании оперативная информация подается с помощью информационных жанров, но сохраняется и основной аналитический компонент. Формат газеты позволяет расширять аудиторию до миллионных тиражей, поскольку это более универсальный формат. Ежедневная периодичность выхода позволяет деловой газете являться одновременно и информационным изданием, то есть регулярного чтения «Коммерсанта» достаточно и для получения оперативных новостей, и для анализа информации.
- 9. Газета «КоммерсантЪ» восполняет те возможности, которые предоставляет журнал как тип издания (большая степень аналитичности материалов, интересные цветографические решения, иное пространственно-композиционное построение, преобладание аналитических жанров публикаций над информационными) с помощью приложений или сопутствующих изданий — как мы видим, все они являются цветными, выходят либо в журнальном формате, либо в похожем на него. Кроме того, эти приложения дают возможность «Коммерсанту» расширять свои тематические возможности. Газета является в большей степени универсальным и информационным изданием, журналы и приложения же уделяют внимание специфическим сферам жизни, благодаря чему информационное поле, охватываемое этими СМИ, оказывается значительным. Доказательство этим тезисам мы находим в сравнении газеты «Коммерсантъ» с деловым журналом «Эксперт».
- 10. В тематическом отношении газета «Коммерсантъ» ориентируется на более широкую аудиторию, нежели большинство прочих деловых российских изданий — те, как правило, нацелены на бизнес-сообщество или более узкие деловые сферы: экономика, финансы, инвестиции, биржи. «Коммерсантъ» же выполняет роль некоего просветительского отчасти делового издания, которое «впускает» в мир деловой информации людей, не столько близких к этой сфере. По этой причине можно еще раз отметить, что формат газеты как более доступный большей части населения в данном случае предпочтительнее журнала.
- 11. Являясь деловым изданием, газета «Коммерсантъ» выполняет следующие функции: обеспечение аудитории оперативной деловой информацией; анализ главных событий в стране и в мире, их влияние на деловую жизнь; распространение делового опыта; раскрывание скрытых связей между общественными явлениями (в том числе культурными и спортивными).
- 12. Жанровое своеобразие газеты отмечено, в первую очередь, присутствием информационных жанров, наиболее популярный и удачно используемый из которых — репортаж. Но аналитические жанры по-прежнему составляют основу делового издания, поэтому традиционно преобладают в «Коммерсанте».