Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Заключение. 
Воздействующий потенциал заголовочных комплексов газеты "Культура"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель нашей работы состояла в анализе функциональных и структурных особенностей элементов заголовочных комплексов (ЗК) газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015;2017 гг. как единиц, осуществляющих речевое воздействие (РВ) на целевую аудиторию издания. РВ преимущественно может быть оказано либо на рациональную сферу восприятия читателя, либо на эмоциональную. Мы считаем, что, исследуя особенности как… Читать ещё >

Заключение. Воздействующий потенциал заголовочных комплексов газеты "Культура" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель нашей работы состояла в анализе функциональных и структурных особенностей элементов заголовочных комплексов (ЗК) газеты «Культура» за 1998, 2010, 2015;2017 гг. как единиц, осуществляющих речевое воздействие (РВ) на целевую аудиторию издания. РВ преимущественно может быть оказано либо на рациональную сферу восприятия читателя, либо на эмоциональную. Мы считаем, что, исследуя особенности как рационального, так и эмоционального, оценочного воздействия заголовка текста периодического издания на читателя/целевую аудиторию издания, необходимо сосредоточить внимание на функции, которую выполняет заголовок по отношению к тексту (терминология М.А. Шамлелашвили). В плане функции, которую выполняет заголовок по отношению к читателю, существенным является вопрос о степени его информативности: является ли заголовок полноили полу-информативным (терминология Э.А. Лазаревой). Представляется, что полноинформативный элемент ЗК (заголовок, подзаголовок, лид) будет оказывать в большей степени рациональное воздействие, а полуинформативный — эмоциональное (за счет эмоционально-оценочных и образных средств, которые чаще используются в таких заголовках). Совмещая подходы М. А. Шамлелашвили и Э. А. Лазаревой, мы получили возможность рассмотреть приемы осуществления РВ в ЗК, выполняющих различные функции.

Было установлено, что в материалах каждого рассматриваемого периода доминируют разные функциональные типы ЗК. Так, для 1998 г. самым распространенным является тип заголовок-рема (33 единицы), а для 2010 г. — заголовок-характеристика (21 единица). Для ЗК 2015;2017 г. самым частотным типом оказался заголовок-ассоциация (56 единиц), соответственно, самый распространенный прием РВ в заголовке — использование ПТ и их трансформаций (58,8% заголовков с ПТ). Все это подтверждает сформулированную в начале нашего исследования гипотезу. Заметим также, что в количественном отношении тип «заголовок-ассоциация» в материалах за 2015;2017 гг. занимает первое место среди всех групп за все рассмотренные периоды. В материалах 1998 и 2010 гг. отсутствуют столь же многочисленные группы одного типа. Так, соотношение количества ЗК разных типов в материалах 1998 и 2010 гг. примерно одинаково, в «обновленной» же «Культуре» мы наблюдаем существенные изменения, что связано, очевидно, с приходом нового главного редактора и изменением идеологии издания. Постоянное использование ПТ, с одной стороны, указывает на стремление создателей газеты привлечь образованного читателя, обладающего достаточной когнитивной базой и способного оценить предложенную ему языковую игру. C другой стороны, тексты-источники ПТ в большинстве своем довольно просты и не требуют обширных знаний (Звезда по имени Смерть, 15.12.2016; Депутат собаке друг?, 22.01.2016). Согласно нашему материалу, основные источники ПТ в «Культуре» 2015;2017 гг. — песни, кинофильмы, речевые штампы.

Было установлено, что газета «Культура» задумывалась как издание, обращенное к культурному, интеллектуальному читателю, который противопоставляет себя людям «бескультурным». Однако проанализированный материал демонстрирует, что речевой облик издания не вполне соответствует его концепции. Данный тезис подтвержает также сложность в определении возраста предполагаемой аудитории издания (в качестве источников ПТ могут использоваться как интернет-мемы, так и старые советские фильмы, малоизвестные современной молодежи), ее социального статуса, уровня образования (например, сосуществование иноязычной лексики и жаргонизмов).

В результате проделанного анализа можно сделать вывод о широком спектре применяемых в ЗК средств РВ: мы выделили лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, композиционные, риторические приемы. Использование разнообразных средств РВ характерно для каждого из анализируемых периодов.

В целом отметим, что несмотря на некий общий вектор, который, как нам представляется, существует для каждого периодического издания в разные периоды его существования, конкретная реализация речевого воздействия напрямую зависит от актуальной концепции издания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой