Роль и место фоторепортажа в системе жанров фотографии
Мы уже отмечали тот факт, что глянцевые и общественно-политические издания активно используют иллюстрации на своих страницах. Пожалуй, вы не найдёте ни одной полосы в подобной печатной прессе, на которой отсутствовала бы изобразительная часть. И это не удивительно, ведь ориентируясь на стремление аудитории легко получать несложную информацию, издатели пытаются максимально облегчить… Читать ещё >
Роль и место фоторепортажа в системе жанров фотографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История возникновения и развитие фоторепортажа
На сегодняшний день фотография давно уже заняла прочное место на страницах газет и журналов. В современном мире среди множества журнальных и газетных статей, среди так называемого «белого шума» — перенасыщенности информацией, новые сообщения в средствах массовой информации, подкреплённые фотографией, безусловно, вызывают у аудитории больший интерес, чем «голый» текст.
Каждый день нас окружают люди, с которыми происходит множество событий каждую секунду: начиная незначительными и заканчивая самыми великими. Визуализация любого события в жизни, будь то свадьба, рождение ребёнка, официальное мероприятие или выступление музыкальной группы, даёт более чёткое представление об этих событиях. Фотоиллюстрация помогает почувствовать, что же происходило в этот момент, уловить атмосферу и проследить всю череду явлений. Все эти события на журнальных или газетных страницах выделены в отдельный жанр — фоторепортаж. Понятие репортаж произошло от латинского слова «reportare» и в буквальном смысле слова означало «передавать», «сообщать». Тертычный А. А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Аспект-Пресс, 2006. С. 92. В начале XIX века в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать. В это время репортажем являлись любые оперативная информация из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М. Н. Ким в книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги». Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. С. 146.
В историческом смысле репортаж можно было заметить в лучших произведениях российских журналистов. Р. Г. Овсепян писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX—XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа». Овсепян Р. Г. История Отечественной журналистики. М.: Московский Университет, 1996. С. 187.
Так что же такое репортаж? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.
Например, А. А. Тертычный утверждает, что репортаж это художественно-публицистический жанр, так как при его создании «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или „оживления“ текста». 2 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. СПб.: Аспект-Пресс, 2006. С. 91.
А вот С. М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)». Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 111.
В книге «Основы творческой деятельности журналиста» С. Г. Корконосенко даётся следующее определение жанра: «репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события. Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего». Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, 2000. — С. 102.
" Краткий справочник фотолюбителя" определяет фоторепортаж как «вид газетно-журнальной деятельности, оперативная информация через печать о явлениях общественной жизни, о событиях текущего дня». Панфилова Н. Д., Фомина А. А. Краткий справочник фотолюбителя. М.: Искусство, 1985. — С. 176.
Г. Розов в книге «Как снимать: искусство фотографии» даёт такое определение фоторепортажу: это «вид репортажа, производство фотографических снимков с места какого-либо актуального события для публикации в прессе». Розов Г. Д. Как снимать: искусство фотографии. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. С. 89.
Рассуждая о фоторепортаже, А. А. Колосов пишет: «понятие репортаж как вид съёмки, несомненно, выходит за рамки репортажа-жанра и подразумевает, прежде всего, неприятие постановочной фотографии, вмешательства фотожурналиста в происходящие и фиксируемые события». Колосов А. А. Уточнение критериев фотожурналистики // Акценты. 2006. № 1−2. С. 24.
Фоторепортаж как жанр в России появился и стал развиваться в 70-е годы XIX века. В это время техническая часть создавала большие ограничения для фотографов. Снимали на большие и тяжёлые камеры, а вместо плёнки использовались стеклянные пластины. Но именно в таких условиях стала развиваться документальная фотография. Фотографы выполняли в редакциях свои первые задания — запечатлевали памятники архитектуры, различные национальности и местности. Фотография становится документом эпохи. Однако это ещё не чистый репортаж, элементы постановки в кадрах часто присутствуют.
События Первой мировой войны сильно повлияли на развитие репортажной фотографии. Такие журналы как «Нива», «Огонек», «Солнце России», а также «Искры», крупнейшие газеты перешли на фотоинформацию военной темы. Сначала страницы периодических изданий печатали бесконечные патриотические манифестации в поддержку войны, светские рауты по сбору пожертвований. И только позже появились фотоснимки солдат в окопах, разрушенных городов, полных лазаретов. Ведь для отображения войны нужны были резкие протокольные снимки с проработанными деталями.
Первый же в мире фоторепортаж появляется в период Крымской войны. О` Саливан со своим легендарным снимком «Урожай смерти» изменил все каноны репортажного жанра в фотографии. Знаменитый фотограф показал на снимках собирательный образ, который рассказал о смерти, ужасе и горе войны.
Во второй половине 19 века активно развивается тема городских фоторепортажей. В России в этом направлении работают многие фотографы. Один из них — П. Павлов совершил большой труд — сделал широкомасштабную съемку Москвы, при этом запечатлена была и красота большого города, и сама жизнь людей в нём.
С 1980 годов появляется техническая возможность тиражировать фотографии в газетах и журналах. Фотожурналистика начинает стремительно развиваться. Появляется отдельный тип в развитии фотоиллюстраций — фотожурналистика. За кадры важных событий в редакциях платят большие гонорары. Техника тоже претерпевает значительные изменения — камеры становятся намного легче.
В 21 веке фотография помимо сопроводительной функции иллюстрирования журналистских текстов приобрела самостоятельное значение. Зачастую фотография выступает как автономный журналистский материал, с минимумом подписей к снимкам. Значение информации, которую читатель получает из фотоиллюстрации вполне сопоставимо со значением текстовой информации.
Цель репортажа по сравнению с другими публицистическими жанрами усложняется. Репортеру необходимо как можно быстрее и эффективнее показать читателю картину произошедшего на всех этапах его развития — от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Предмет репортажа — событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 31. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Можно уже после случившегося побывать на месте событий, задавать вопросы свидетелям и приблизительно реконструировать ход событий. Так же можно даже почитать что-то близкое к теме. Но в результате для читателя обязательно должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Для создания «эффекта присутствия» автор должен поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии. URL: http: //pws-conf.ru Как утверждает С. М. Гуревич, «роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором» .16
В то же время репортаж может быть практически на любую тему, что подтверждается утверждением С. М. Гуревича: «в зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж — из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее». Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 115.
На сегодняшний день съемка любой фотографии, а тем более репортажа, требует от фотографа не только хорошей камеры и быстрой реакции, а скорее большого опыта и понимания важности самого события. «Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия — это сложная задача для фотографа». Розов Г. Д. Как снимать: искусство фотографии. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. С. 92.
Однако М. И. Шостак, автор ряда работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что «участие автора в событии очень желательно». Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Изд-во Сабашниковых, 1999. С. 191. Так или иначе, журналист на свое усмотрение выбирает наиболее важные, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Иными словами, фоторепортаж — это жанр, который даёт наглядное изображение события через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.
Как упоминалось нами ранее, основу репортажа составляет метод наблюдения, и, таким образом, присутствие фоторепортёра на месте события является непременным. По сути дела, фоторепортаж — это поэтапное фиксирование фотографом итогов своего наблюдения. Фоторепортёр должен следить за тем, как развивалось событие, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события, определять ключевые моменты. Следовательно, основу фоторепортажа должны составлять следующие признаки: наглядность, динамичность и информативность.
Уточним, что фоторепортаж имеет свои виды, то есть направления, сложившиеся внутри жанра. Согласно трудам И. Бальтерманца, Г. Розова и В. Борева можно вывести общую классификацию видов фоторепортажа.
- 1)" политический фоторепортаж;
- 2) производственный фоторепортаж;
- 3) сельскохозяйственный фоторепортаж;
- 4) научный фоторепортаж;
- 5) спортивный фоторепортаж;
- 6) криминальный фоторепортаж;
- 7) экологический фоторепортаж;
- 8) культурный фоторепортаж;
- 9) событийный фоторепортаж". Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 64.
Конечно, далеко не все виды фоторепортажа можно найти на страницах общественно-политических газет и глянцевых журналов. Учитывая их рекреационную направленность, аудитория, само собой, не встретит, например, в глянцевом издании политический, производственный или научный репортаж. Однако она может рассчитывать, к примеру, на культурный или спортивный фоторепортаж.
Фоторепортаж располагает двумя методами съёмки — репортажным и постановочным. «При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход происходящих событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съёмки далеко не безразлична фаза запечатленного события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры». Фельдман Я. Д., Курский Л. Д. Техника и технология фотосъемки. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. С. 240.
Постановочный же метод включает в себя предварительное создание сюжета с целью фотосъёмки. Как утверждает Борев В. Ю., «происходит фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съёмки кинофильма, съёмки в театре, в фотостудии». Борев В. Ю. Фотография в структуре средств массовой информации. М.: Вильнюс, 1989. С. 53. Такой метод съёмки является более художественным, чем репортажный, кроме того, он требует более тщательной подготовки.
Мы уже отмечали тот факт, что глянцевые и общественно-политические издания активно используют иллюстрации на своих страницах. Пожалуй, вы не найдёте ни одной полосы в подобной печатной прессе, на которой отсутствовала бы изобразительная часть. И это не удивительно, ведь ориентируясь на стремление аудитории легко получать несложную информацию, издатели пытаются максимально облегчить её декодируемость. Фотография обладает рядом уникальных функций, которые текст не может предложить читателю. «Лёгкая декодируемость — крайне важное свойство фотографии. Психологически изображение воспринимается гораздо более удобно, не требует искусственного создания образов, снимает (при необходимости) речевой барьер. Последние социологические исследования говорят нам о том, что большая часть читателей сегодня даже не акцентирует внимания на тексте, если он не снабжён хотя бы какой-нибудь изобразительной информацией». URL: http: //foto-moment. narod.ru/foto.html.
Любая фотография на страницах печатного издания обладает набором определённых характеристик. Размер фотографии выбирается исходя из пространственных задач. «В большинстве случаев размер фотографии продиктован свободной площадью на полосе издания. В репортажной композиции обычно участвуют несколько фотографий. Иногда они разного размера, но чаще всего дизайнеры стремятся придать нескольким снимкам единый размер. При этом текстовым подписям отводится минимальная роль: они лаконичны и предельно чётки». URL: http: //foto-moment. narod.ru/foto.html.
" Форма репортажной фотографии почти всегда является прямоугольной. Такая форма фотоснимка выглядит «устойчивой», не бросается в глаза, оттягивая на себя внимание зрителя". Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. СПб.: Изд-во Михайлова, 2005. С. 213. Тем не менее, в целях привлечения внимания, фотографии могут придать нестандартную форму.
Следует несколько слов сказать и о чёрно-белых фотоснимках в глянцевых изданиях и общественно-политических газетах. На страницах иллюстрированных журналов «Esquire» и «Elle», а также на страницах газет «Комсомольская правда» и «Новая газета» такая фотография встречается не так часто, как цветные снимки. Связано это отчасти с «законами жанра» данных газет и журналов, в которых всё должно быть ярким и пёстрым, привлекать внимание; отчасти со стремлением фотографов передать настоящие цвета, ведь в жизни человек не видит мир в ахроматических тонах. Между тем, чёрно-белый кадр способен решать художественные задачи: например, он может подчеркнуть определённую стильность изображённого объекта, или создать грустное настроение, а иногда и передать некую атмосферу старины, снимков-ретро. Кроме того, в данных полноцветных изданиях чёрно-белая фотография может стать источником первичного внимания читателя, отсутствие цвета выделит её из числа прочих снимков.
Таким образом, мы сделали вывод, что фоторепортаж — это вид репортажа, производство фотографических снимков с места какого-либо актуального события для публикации в прессе. Фотография помогает даже самый самодостаточный текст сделать ещё более доступным, оригинальным и ярким. Мы также сделали заключение, что «репортаж» как журналистский жанр содержит в себе много художественно-публицистических черт, в первую очередь — ярко выраженное авторское целеполагание. Фоторепортаж содержит много авторского — от выбора темы до выбора ракурса, кадрирования и т. п. Между тем фоторепортаж, в отличие от репортажа имеет, несомненно, меньше способов выражения авторской позиции. В нём доминирует информационная составляющая — событие, новая информация, которую фотограф должен донести до аудитории.
Мы пришли к заключению, что классический фоторепортаж включает в себя три фотоснимка с кратким комментарием. При этом фотографии обладают набором определённых характеристик: форма, размер, цвет. Каждая из характеристик определённым образом воздействует на восприятие аудитории.
Итак, фотография в современной теории и практике журналистики играет решающую роль. Это обуславливается особенностями современной культуры, которая тяготеет к визуализации информации. Подтверждают это ряд исследователей, например, В. Смеюха, Г. Розов и другие.