Состояние и основные тенденции развития отечественной молодёжной печати
Как уже было отмечено выше, молодёжные журналы сегодня являются активно трансформирующейся и динамичной областью российской печати. Это обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, степенью доступности информации, которая резко возросла с начала 2000;х годов. Стремительное развитие и популяризация Интернет, появление и существование (обеспечить и поддерживать издание в сети значительно проще… Читать ещё >
Состояние и основные тенденции развития отечественной молодёжной печати (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже было отмечено выше, молодёжные журналы сегодня являются активно трансформирующейся и динамичной областью российской печати. Это обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, степенью доступности информации, которая резко возросла с начала 2000;х годов. Стремительное развитие и популяризация Интернет, появление и существование (обеспечить и поддерживать издание в сети значительно проще, чем в печати) значительного количества самых разнообразных Интернет-ресурсов, посвящённых музыке, кино, культуре и искусству, активное развитие в последние несколько лет социальных сетей, упростивших процесс обмена новостями, музыкой, изображениями и другой аудиовизуальной информацией значительно изменили не только современное социокультурное пространство, но и культурные, нравственные, эстетические запросы современной молодёжи, её облик в целом.
Применительно к периоду 90-начала 2000;х гг. целесообразно говорить об «упрощении», в некоторых случаях даже примитивности освещаемых молодёжными журналами тем и способах их подачи. Рассчитанные преимущественно на школьников и студентов младших курсов, эти журналы в большинстве своём можно назвать однотипными. Для этого периода не характерна высокая степень дифференциации направленности молодёжных изданий, поскольку такие темы как искусство, литература, техника оказались гораздо менее востребованы, нежели музыка, кино, популярная психология и развлечения.
В начале 2010;х ситуация кардинально изменилась, т.к. российская молодёжь стала значительно активнее использовать Интернет для поиска информации. Распространение Интернет, особенно в крупных городах, обусловило снижение интереса молодёжи к журнальным изданиям, поскольку Интернет, в отличие от журнала, предлагает гораздо более обширный спектр тем и материалов для просмотра. Журнал же в такой ситуации менее предпочтителен, поскольку его содержание строго ограниченно — как по количеству тем, так и по объёму материала. Особенно это касается уже упомянутых однотипных журналов. Неслучайно на середину 2000;х гг. пришлось закрытие нескольких подобных изданий («Молоток», «Cool» и др.).
Одновременно с этим трансформируются и информационно-культурные запросы молодых людей — аудитории молодёжных изданий. Заметен отход в среде молодёжи 17−25 лет от ориентации на массовую культуру в сторону осмысленного, духовного восприятия и отбора культурной информации (этот процесс также с большей динамикой происходит в крупных городах и с меньшей — в регионах). Общая стабилизация ситуации в стране, получившая закрепление в общественном сознании в середине-конце 2000;х гг. обусловила формирование нового поколения молодёжи, делающей ставку на интеллектуальное познание — эта тенденция широко распространилась и продолжает развиваться в настоящее время. В связи с этим в последние несколько лет получили широкое распространение среди молодёжи такие журналы как «Афиша», «Esquire», «Сноб» и подобные им, публикующие т. н. интеллектуальный контент: статьи о культуре и искусстве, моде, бизнесе, политике, интервью и т. п. с учётом запросов изменившейся читательской аудитории — вместо нарочитого инфантилизма в подаче материала журналы делают упор на серьёзность, «взрослость» как в изложении, так и в выборе тем, вместе с тем журналы тщательно отбирают материал таким образом, чтобы не потерять интерес молодой читательской аудитории — они пишут в контексте традиционных общественно-культурных категорий о музыке, искусстве, литературе, политике, но выбирая для этого новые, непривычные способы выражения и оформления, сталкивая между собой привычные представления о вещах. Естественно, это не означает, что данная тенденция применима ко всем современным молодёжным журналам, выпускающимся в России, как и не означает, что в настоящее время утратили популярность издания, ориентированные на массовую аудиторию и пишущие о явлениях массовой культуры. В рамках данной работы произвести типологическую характеристику всего спектра молодёжных журналов, выходящих в стране сегодня, не представляется возможным, поэтому остановимся на определении вышеуказанных основных тенденций в современной молодёжной периодике, на основании которых и предполагается разработка собственной концепции журнала.