Политический режим Российского государства
Конституция РФ 1993 г. открыла возможность для утверждения в стране демократического режима: личность наделена широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми; человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, на государство возложена обязанность их признания, соблюдения и защиты; признано идеологическое и политическое многообразие, которое подкрепляется частной… Читать ещё >
Политический режим Российского государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения страны не участвовало в се формировании и осуществлении. Сословно-представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического российского прошлого, существенно не меняли природы власти.
Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле — партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактически не было альтернативы. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, правовые возможности и интересы личности повсюду ущемлялись.
Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы «по целесообразности», вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по существу, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный, а в отдельные моменты советской истории тоталитарный характер.
Конституция РФ 1993 г. открыла возможность для утверждения в стране демократического режима: личность наделена широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми; человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, на государство возложена обязанность их признания, соблюдения и защиты; признано идеологическое и политическое многообразие, которое подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, не запрещенной законом; введено местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти; усилена судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст. 2,3,12, 17—64 Конституции РФ). Все это, казалось бы, позволяет считать новый конституционный режим в России демократическим.
Однако нельзя пройти мимо явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому режиму, другая — к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму, ловко сочетаемому с коррупцией, разгулом преступности и беззащитностью миллионных масс населения страны[1].
Во многом это связано с тем, что политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Если политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то политический режим может развиваться по нескольким вариантам.
В последние годы политическим ориентиром реформаторов был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим, социальной опорой которого обычно служит обширный средний класс, находящийся в России пока еще в зачаточном состоянии, в связи с чем шансов у данного режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993, 1995, 1999, 2003 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России», «Партия экономической свободы», «Яблоко», «Союз правых сил» и тому подобные, не пользуются поддержкой широких слоев населения. Особенно показательными явились выборы 2003 г., когда праволиберальные силы не смогли преодолеть пятипроцентный барьер для прохождения в Государственную Думу РФ и не смогли сформировать самостоятельную фракцию в составе парламента страны. Выборы 2007 г. вообще прошли без участия подобных партий. Этому способствовали изменения, которые были внесены в 2005 г. в Федеральный закон 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» и привели к сокращению числа политических партий. Последовавшие новеллы избирательного законодательства, запретившие создание избирательных блоков и вводившие пропорциональную систему подсчета голосов на выборах в Государственную Думу РФ, лишь продолжили процесс создания в нашей стране режима «имитационной» демократии.
Весьма перспективен в нашей стране был бы социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрозненны, у них нет ясных целей и понятий, поэтому их возможности пока слабо реализуются.
На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы, социальной базой которых могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов в случае прихода к власти решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду. Об этом предупреждал еще И. А. Ильин: «Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам»[2].
Некоторые аналитики не исключают установления в России и самого худшего варианта — жесткой диктатуры мафиозно-криминального капитала.
Остается надеяться па мудрость россиян, на их собственные силы, противодействующие этому, на богатые духовные возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, сочетающие необходимую стабильность, преемственность и динамизм. Каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным» .
Свидетельством положительных тенденций служат события, связанные с выборами в Государственную Думу РФ, прошедшие в декабре 2011 г., и с выборами Президента РФ — в марте 2012 г. Общественный подъем, охвативший различные слои населения, выразился в участии тысяч россиян в митингах, шествиях, в работе наблюдателями на избирательных участках и является показателем зарождения и развития отечественных демократических традиций. Законодательной основой происходящих демократических изменений могут выступить преобразования политической системы, предпринятые в апреле 2012 г. по инициативе Президента РФ, благодаря которым значительно улучшены возможности создания новых политических партий и их участия в политической жизни. В Министерство юстиции РФ в первый же месяц после принятия законодательных новелл было подано около 140 заявлений от общественных объединений с просьбой зарегистрировать их в качестве политических партий.
В феврале 2014 г. в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения, возвращающие смешанную систему подсчета голосов при выборах депутатов Государственной Думы.