Предисловие.
Теория обучения и воспитания, педагогические технологии
Материалы учебника предназначены для сопровождения формирования у будущих педагогов готовности к реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования"1 и представленных в таблице «Трудовые функции педагога… Читать ещё >
Предисловие. Теория обучения и воспитания, педагогические технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данный учебник разработан для методического сопровождения изучения раздела «Теория воспитания и технологии педагогической деятельности» учебной дисциплины «Педагогика» студентами направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».
Цель учебника: предоставить обучающимся систематизированную информацию, раскрывающую теоретические и практические положения, изучение и освоение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему специалисту для реализации обобщенных трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
Материалы учебника предназначены для сопровождения формирования у будущих педагогов готовности к реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»1 и представленных в таблице «Трудовые функции педагога» соответствующих ей трудовых функций и действий, необходимых умений и знаний.
Трудовые функции педагога.
Трудовая функция. | Трудовые действия. | Необходимые умения. | Знания. |
Обще; педагогическая функция. Обучение. | Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (тема 37). Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного,. | Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, и т. и. (тема 28). Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования. | Основы поликультурного образования (тема 14). Основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (темы 3, б). Способы оценки. |
1 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Трудовая функция. | Трудовые действия. | Необходимые умения. | Знания. |
начального общего, основного общего, среднего общего образования (темы 37. 38). Участие в разработке и реализации программы развития образовательной орган изацин в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (тема 38). Планирование и проведение учебных занятий (темы 24. 25. 26, 27. 30, 36). Систематический, а нал из эффект! i вности учебных занятий и подходов к обучению (тема 19). Организация, осуществление контроля и оценки учебных дос г и жен и й, те ку щи х и итоговых результатов освоения основной образовательной 11 рограммы обучающимися (темы 1, 17). Форм и рован ия универсал ы I ых у чеб| I ых действий (темы 7. 17. 19. 30). Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей (тема 18). | и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей (тема 18). Разрабатывать, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде (тема 31). Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовател ьскую, художественнопродуктивную, культурно-досуговую — с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона (тема 23). | результатов обучения (тема 18). Нормативные документы, но вопросам обучения и воспитания детей и молодежи (тема 39). | |
Воспитательная деятельность. | Регул и рован ие поведения обучающихся для обеспечения безопасI юй образовател ыюй среды (тема 4). Реализация современных, в том числе. | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивиду альн ы х особен 1 юстсй (темы 10. 14). | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные. |
Трудовая функция. | Трудовые действия. | Необходимые умения. | Знания. |
интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятел ьности (темы 6,11, 12, 14, 27, 28. 29, 34). Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характеров (темы 2, 3, 20). Проектирование и реализация вое и Iтгател ьных программ (темы 21, 35,39,42). Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребен ка (учебной, игровой, трудовой, ел юр 1 и вной, художественной и т. д.) (темы 5,15,43). Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации) (тема 33). Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления (тема 9). Созда! те, подцержа! те уклада, атмосферы и традиций жизни образовател ы юй oprai i изации (тема 8). Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы. творческих. | Общаться с детьми, признавать их досто и нство, пони мая и принимая их (темы 32, 33). Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. д.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (тема 10). Анализировать реальное состояние дел в учебной грун 1 ie, 1 юддержи вать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу (темы 8, 19). Защищать достоинство и интересы обучающихся. помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и / или неблагоприятных условиях (тема 22). Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися (тема 36). Сотрудничать с другими педагогичес к 11 м и работ! 111 кам 11 и специалистами в решении воспитательных задач (темы 4, 43). | стандарты общего образования (темы 37, 38). Основы ноликультурного образования (тема 14). Научное представление о результатах образования, путях досп 1жения знай и й и способах оценки (тема 18). |
Трудовая функция. | Трудовые действия. | Необходимые умения. | Знания. |
способностей, формирование граждан с ко й позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся кул ьту ры ЗДО Р () во го и безопасного образа жизни (темы 23, 31, 41). Фс >рм и рован I ie толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде (тема 14). Использование конструктивных вос- 11 итателы i ы х ус ил и й родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка (тема 16). | |||
Развивающая деятель; ность. | Оказание адресной помощи обучающимся (тема 22). Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (зако!111ыми предстаBi 1телям и) программ 111 щивидуал ьного разни — тня ребенка (тема 40). Освоение и адекватное применениеспсциал ьных тех пологи й и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу (тема 32). Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих. | Владеть 11р ()фессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особа Iностей поведа i ия. состояния психического и физического здоровья (тема 22). Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий (тема 3). Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое. | Педагогические закономерности организации образовательного процесса (тема 2). Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ (тема 8). Основные закономерности семей пых отношений, позволяющие аффективно работать с родительской общественностью (тема 16). |
Трудовая функция. | Трудовые действия. | Необходимые умения. | Знания. |
способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни (гемы 23, 31, 41). Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликульту рного общения (тема 39). Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся (тема 10). | сопровождение основных образовательных программ (тема 38). Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуачьно ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся (тема 40). Оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете предметные и мстапредмстные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик (тема 18). Формировать детсковзросл ые сообщества (тема 8). |
Главные особенности содержания учебника:
- — практикоориентированностъ (изучение каждой темы готовит студента к выполнению определенного трудового действия и предполагает не только формирование теоретической основы для его реализации, но и ориентацию на развитие практических умений в сфере организации отдельных этапов педагогического процесса);
- — субъектностъ студента и рейтинговостъ оценивания (к каждой геме предлагаются разноуровневые задания для самостоятельной работы, выбирать и выполнять которые студент может в соответствии с определяемыми им индивидуальными целями, выбранным уровнем освоения материала и спроектированными желаемы м и результатам и);
преемственность (информация, представленная в книге, является необходимой составляющей освоения дисциплины «Педагогика», ее содержание непосредственно связано с курсом «Методика обучения и воспитания»; осваиваемые в рамках изучения отдельных тем элементы компетенций и формируемый студентами субъективный опыт решения профессиональных задач необходимы для успешной работы в период педагогической практики в образовательных учреждениях и дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности).
В целях оптимизации процесса освоения теоретических и практических положений, изучение которых обеспечивает формирование системы компетенций, необходимых будущему педагогу для реализации обобщенных трудовых функций в условиях реального образовательного процесса, информация представлена в учебнике в форме опорных конспектов, содержащих указания на освоение наиболее значимых элементов материала.
Опорный конспект имеет следующую структуру: цель изучения темы, планируемые результаты (в перечне трудовых действий и элементов компетенций, формируемых в рамках данной гемы), основные определения по данной теме (трактовка базовых понятий представлена в словаре), таблицы и схемы, раскрывающие основное содержание темы. Материалы опорного конспекта могут быть использованы в качестве основы для подготовки к лекции, семинару или практическому занятию.
Также учебник содержит словарь педагогических терминов, в который включены характеристики базовых понятий, необходимых для освоения материала опорных конспектов. В таблице «Характеристика общих этапов организации деятельности детского объединения» представлен алгоритм действий педагога, который может быть использован для проектирования его деятельности в рамках осуществления процесса формирования и развития детско-взрослого сообщества. Завершается учебник заданиями для самостоятельной работы студентов, в рамках выполнения которых они демонстрируют степень овладения основными трудовыми действиями педагога.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
- • структуру образовательных процессов;
- • особенности реализации образовательных процессов;
- • теории и технологии обучения и воспитания;
уметь
- • анализировать образовательные концепции;
- • организовывать внеурочную деятельность учащихся;
- • осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах;
владеть
- • технологией организации педагогической деятельности;
- • способами организации деятельности учащихся в группах;
- • навыками продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Авторы выражают благодарность Кораблёвой Л. Л., Белкиной В. В., Степановой Е. Н., Золотаревой Л. В., Паладьеву С. Л., Кириченко Е. Б. за участие в подготовке материала данного учебника.