Установление отцовства в упрощенном и судебном порядке
Еще один шаг навстречу матери, ее ребенку государство делает в случаях, когда мужчина, признавая ребенка своим, живя с ним в доме, проявляя истинную о нем заботу, не оформляет своих отношений с сыном, дочерью. Так обычно случается, когда на соблюдение всех формальностей по установлению отцовства не находится времени, а хорошее отношение в фактической семье не способствует «походу в ЗАГС… Читать ещё >
Установление отцовства в упрощенном и судебном порядке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В нашем государстве количество детей, рожденных вне брака, с каждым годом увеличивается, о чем свидетельствуют данные Росстата России.
Конечно, налицо результат безответственного отношения к внебрачным связям, нездоровая концентрация внимания не окрепших духовно и физически молодых людей на так называемом сексе, приоритет образцов поведения современного западного мира, ложное представление о свободе и т. п. Словом, целая совокупность факторов, в результате которых растет число детей либо без одного из родителей, либо пополняющих контингент тех, кто не знает семьи вообще.
Несомненно, увеличению количества внебрачных детей способствует еще два немаловажных обстоятельства. Во-первых, укрепление экономического положения женщин, которые сами в состоянии вырастить ребенка. Во-вторых, бедность значительных слоев современного российского населения, когда ежемесячное пособие одинокой матери превышает по своим размерам пособие на ребенка, растущего в семье.
Говоря об обстоятельствах, способствующих численному росту внебрачных детей, надо сказать, что опрос 100 одиноких матерей, получающих пособие на ребенка в отделе социального обеспечения, показал, что более 50% из них не рассчитывают на создание семьи, рады появлению ребенка пусть даже от внебрачной связи, готовы создать для него все жизненно необходимые условия. Их нежелание обращаться с просьбой об установлении отцовства объясняется также невозможностью рассчитывать на успех, и что не менее важно — нежеланием записывать в качестве отца своего ребенка человека, страдающего алкоголизмом, без твердых жизненных устоев, не способного выполнять должным образом отцовскую миссию.
Абзац 1 п. 3 ст. 48 СК предоставляет не состоящим в браке родителям возможность подать совместное заявление в органы ЗАГС об установлении отцовства. Тогда отцовство устанавливается в упрощенном порядке, но обязательно по обоюдному на то согласию. И, надо сказать, что использование такой возможности мужчиной вовсе не редкость. Изучение намерения мужчин, изъявивших желание приобрести полноценный статус отца, показало, что в числе подавших необходимое заявление лица всех возрастов: и юноши, не утратившие чувств к матери своего ребенка, и мужчины зрелого возраста, желающие считаться отцами по самым разным соображениям. Тем более что согласие супруги на это спрашивать не обязательно.
Семейное законодательство предоставляет два варианта решения проблемы установления отцовства. Первый касается ситуаций, когда получать согласие матери не удается или оно не требуется вовсе. Это случаи, когда мать:
- — умерла;
- — признана недееспособной в установленном законом порядке;
- — лишена родительских прав;
- — невозможно определить место ее нахождения. Однако, чтобы избежать всякого рода злоупотреблений, когда мужчина из-за корысти либо других неблаговидных соображений хочет воспользоваться своим вновь обретенным родительским правом, требуется согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такового — суда.
Вторая по счету возможность разрешения возникшей ситуации предусмотрена абз. 2 п. 3 ст. 48 СК, которая заключается в том, что совместное заявление об установлении отцовства можно подать в органы ЗАГС в период беременности женщины. Но, естественно, запись об отцовстве производится только после появления ребенка на свет. Такое исключение допускается при условии наличия обстоятельств, дающих основание предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной. Предоставление права подачи совместного заявления до родов, несомненно, способно оказать на будущую мать благоприятное воздействие, успокоить ее, если брак с отцом ее ребенка невозможен.
При отсутствии желания женщины-матери подать совместное заявление об установлении отцовства, в то время как мужчина хочет фигурировать в качестве отца, ему не остается ничего другого, как обратиться в суд с иском об установлении отцовства. То же касается случаев, когда мужчина отказываться признавать свое отцовство. Настаивающей на этом матери СК предоставляет возможность предъявить иск об установлении отцовства. Аналогичное право ст. 49 СК предоставляется опекуну (попечителю) ребенка и даже лицу, на иждивении которого находится ребенок. Таким лицом может быть его отчим (мачеха) либо тот, кто по гуманным соображениям содержит несовершеннолетнего, например дядя (тетя).
И, наконец, в качестве истца по делу об установлении отцовства может выступить тот, кто перестал быть ребенком, так как достиг совершеннолетия. Подобного рода случаи возникают обычно из-за тяжб наследственного характера.
Спор об установлении отцовства претерпевал различное к себе отношение со стороны законодательства. Ранее установление отцовства отличалось чрезвычайной простотой. Много позднее — его рассмотрение в любом варианте было запрещено Указом от 08.07.1944, что негативно сказалось на целых поколениях. И только Кодекс 1969 г. допустил усыновление отцовства как по совместному заявлению, так и в судебном порядке. Однако при этом суду надлежало учитывать одно из трех условий: совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка, либо содержание ими ребенка, либо доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. Не принималось во внимание даже экспертное заключение. Мало того, каждое из названных условий трактовалось вышестоящими судебными органами ограничительно. Видимо, потому, что внебрачное рождение подвергалось осуждению. Но с годами, когда настали другие времена, в большинстве случаев рождение, пусть даже внебрачного ребенка, было событием радостным. Вот почему ст. 49 СК, согласно которой суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица, стало шагом, заслуживающим одобрения. Налицо коренной перелом семейного законодательства в части, касающейся судьбы ребенка, чьи родители браком не сочетались. Но такая формулировка вовсе не означала полной безответственности при рождении ребенка вне брака, она только открывала путь для судебного установления отцовства. Однако Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 25.10.1996 № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» внес свою лепту в ограниченное понимание судебного установления отцовства. Так, согласно абз. 2 п. 2 данного постановления на детей, родившихся после 1 марта 1996 г. (дата введения в действие СК), новое семейное законодательство в части, касающейся установления отцовства в судебном порядке, не распространяется. При этом Верховный Суд РФ:
- — во-первых, не учел того обстоятельства, что семейные отношения — это длящиеся отношения;
- — во-вторых, ограничив применение ст. 49 СК, вышел за рамки своей компетенции;
- — в-третьих, допустив подобного рода ограничение, не улучшил, а ухудшил положение детей, чьи родители не состояли в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке. Следовательно, речь идет об ужесточении судебного порядка установления отцовства потому, что согласно ст. 48 Кодекса 1969 г., к которой отсылает Пленум, при установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. Разница с правовой, доказательственной точки зрения очень большая.
Для того чтобы не травмировать ребенка, родители которого не сочетались законным браком, ст. 51 СК предусмотрела иной, чем ранее, порядок записи внебрачного ребенка в книге записей о рождении. Если родители не состоят в браке между собой, запись о матери ребенка производится по ее заявлению, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери ребенка, или по заявлению отца ребенка, или отец записывается по решению суда. Если же установление отцовства не состоялось, фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка — по ее указанию. В результате ребенок имеет полноценное свидетельство о рождении, где в графе «отец» отсутствует прочерк. Правда, п. 3 ст. 51 СК не обязывает не состоящую в браке мать выбирать именно этот вариант записи свидетельства о рождении ее ребенка. При этом заполнение данных свидетельства о рождении ребенка, чьи родители в браке не состоят, полностью совпадающее по всем параметрам (имя, отчество, фамилия) с анкетными данными чужого человека, допустим, соседа, сослуживца и т. п., никаких правовых последствий не имеет и иметь не может.
Все дети, в отношении которых состоялось установление отцовства как по согласию родителей, так и в судебном порядке, становятся обладателями всех прав и обязанностей, предусмотренных семейным и другими отраслями законодательства. В частности, права на получение алиментов с отца, права на наследство и т. п. Когда же ребенок достигает совершеннолетия, у него при определенных условиях возникают обязанности по содержанию своих родителей, в том числе и отца. (Вот почему некоторые матери не обращаются за установлением отцовства.).
Установление отцовства как по совместному заявлению родителей, так и в судебном порядке допускается и в отношении совершеннолетнего, но только с его согласия, а если он признан недееспособным — с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.
Еще один шаг навстречу матери, ее ребенку государство делает в случаях, когда мужчина, признавая ребенка своим, живя с ним в доме, проявляя истинную о нем заботу, не оформляет своих отношений с сыном, дочерью. Так обычно случается, когда на соблюдение всех формальностей по установлению отцовства не находится времени, а хорошее отношение в фактической семье не способствует «походу в ЗАГС». Когда же происходит несчастье, в частности, гибель фактического отца, начинаются проблемы, связанные с определением семейно-правового статуса ребенка. Выход из положения подсказывает ст. 50 СК, предусматривающая установление судом факта признания отцовства, что осуществляется с помощью п. 1 ст. 262 ГПК, поскольку речь идет об установлении факта, имеющего юридическое значение, отчего зависят личные и имущественные права несовершеннолетнего. При этом суд, решая вопрос об удовлетворении (отказе) поступившей просьбы, учитывает в качестве доказательств признание умершим своего ребенка (детей), заботу о нем, его материальном благополучии, отношение несовершеннолетнего к человеку, которого, не сомневаясь, он считает своим родным отцом. В качестве доказательств по делу фигурируют различного роды документы, справки и т. п. Хлопот по судебному установлению факта признания отцовства во много раз больше, чем само, но себе установление отцовства после заключения брака между родителями или подачи совместного заявления о добровольном установлении отцовства. Поэтому запоздалое оформление статуса отца чревато всякого рода нежелательными затруднениями для семьи, детей, лишившихся близкого им человека.