Классификация методов воспитания по их направленности
Время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» методом воздействия на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени). Возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она… Читать ещё >
Классификация методов воспитания по их направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование сознания личности. | Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения. | Стимулирование деятельности и поведения. | |
Цель. | Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения. | Организовать деятельность воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе. | Создать мотивацию правильного поведения. |
Процесс (методы). | Рассказ, беседа, лекция, доклад, диспут, пример, инструктаж, объяснение, разъяснение, внушение. | Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация. | Поощрение, наказание соревнование, субъективно-прагматический метод. |
Далее надо кратко охарактеризовать по 2−3 любых метода из каждой группы.
Сведения о некоторых методах формирования сознания личности
Рассказ — http://www.pedpro.ru/education/17/334.htm.
Беседа — http://www.pedpro.ru/education/17/335.htm.
Диспут — http://www.pedpro.ru/education/17/338.htm.
Пример — http://www.pedpro.ru/education/17/339.htm.
Сведения о некоторых методах организации деятельности и формировании опыта поведения Упражнение — http://www.pedpro.ru/education/17/343.htm.
Приучение — http://www.pedpro.ru/education/17/342.htm.
Педагогическое требование — http://www.pedpro.ru/education/17/344.htm.
Сведения о некоторых методах стимулирования и мотивации деятельности и поведения Поощрение — http://www.pedpro.ru/education/17/347.htm.
Наказание — http://www.pedpro.ru/education/17/348.htm.
Соревнование — http://www.pedpro.ru/education/17/346.htm.
Выбор методов воспитания зависит от ряда условий, среди которых:
цель и задачи воспитания (например, методы формирования сознания личности бессмысленно применять для решения организационных задач);
содержание воспитания (см табл. 2);
возрастные особенности воспитанников (например, лекция не позволит добиться хорошего результата в воспитании младших школьников, однако она уместна в работе со старшеклассниками);
индивидуальные особенности воспитанников (один и тот же метод может по-разному подействовать на разных детей);
уровень сформированности ученического коллектива (например, общественное мнение наиболее действенно в сплочённом коллективе);
взаимоотношения между педагогом и воспитанниками (например, поручение требует определённого доверия к ребёнку со стороны педагога);
используемые средства воспитания (например, прекрасное владение релью, артистизм педагога во многом предопределяют успех метода рассказа);
уровень владения педагогом тем или иным методом (очевидно, что плохое владение методом даст низкий эффект, даже если сам метод для данной ситуации выбран верно);
время, отводимое на достижение результата (например, приучение позволяет быстрей сформировать навык, чем упражнение, однако является более «жёстким» методом воздействия на ребёнка, поэтому его рекомендуется применять только при остром дефиците времени).