Введение в дисциплину
К сожалению, и надзорные органы при проверках предприятий в основном требуют наличия тех или иных бумаг, прописанных в нормативных документах. В их предписаниях все меньше требований технического плана — тех, которые в первую очередь и способствуют предотвращению травматизма. Это говорит о снижении квалификации государственных инспекторов и о снижении предъявляемых к их работе требований. Нередко… Читать ещё >
Введение в дисциплину (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данного раздела студент должен:
знать
- • историю развития охраны труда;
- • международный опыт организации работ, но охране труда;
- • основную нормативную базу дисциплины;
- • основные причины травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
уметь
- • пользоваться нормативными документами по охране труда и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
- • оценивать состояние травматизма и сравнивать между собой уровень работы по охране труда различных отраслей экономики, предприятий, отдельных подразделений;
владеть
- • основной терминологией по охране труда;
- • методикой расчета показателей травматизма и заболеваемости на производстве.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
Безопасность жизнедеятельности — научная дисциплина, изучающая опасности, окружающие человека в его производственной и повседневной жизни, и способы защиты от них.
Опасность — это любое явление, угрожающее жизни и здоровью человека, способное причинить ему материальный и (или) моральный вред.
Охрана труда — дисциплина, изучающая вредные и опасные производственные факторы и способы защиты от них, основная составляющая часть общего курса «Безопасность жизнедеятельности» .
Основная цель охраны труда — организация производства таким образом, чтобы исключались или сводились к минимуму травматизм и профессиональные заболевания работников, создание на рабочих местах соответствующих условий труда. Охрана труда также рассматривает вопросы предоставления определенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также получившим травмы или заболевания на производстве.
История развития охраны труда
Безопасность человека в различных условиях его жизни и деятельности занимала умы ученых еще с давних времен. Так, еще древнеримский врач Гиппократ (460−377 до н.э.) и Аристотель (384−322 до н.э.) описывали условия труда и их влияние на организм человека. Позднее Парацельс (1493−1541) дал описания опасностей, связанных с работой горняков, каменотесов, и вызванных ими заболеваний.
В России начало разработок по проблемам безопасности труда связывают с работой М. В. Ломоносова (1711−1765) «Первые основания металлургии или рудных дел» (1742), в которой он изложил рекомендации о креплении грунта, рабочей одежде, проветривании шахт, последствиях применения детского труда, а также работой А. Н. Никитина (1793−1858) «Болезни рабочих с указанием предохранительных мер» (1847), где описаны условия труда представителей 120 профессий.
Фундаментальные исследования по гигиене труда провел Ф. Ф. Эрисман (1842−1915). Их результаты были опубликованы им в книге «Профессиональная гигиена или гигиена физического и умственного труда» (1877). Автором множества работ по охране здоровья рабочих стал Д. П. Никольский (1855−1918) — организатор первой в России выставки, но гигиене и охране труда. И. М. Семенов (1829−1905) обосновал физиологические критерии продолжительности рабочего дня, Г. В. Холопин (1863−1929) экспериментально изучил действие на организм многих вредных веществ. Широкую известность получили труды Л. И. Медведя (1905−1982) по развитию гигиены сельскохозяйственного производства и токсикологии пестицидов.
Получили признание работы С. И. Вавилова (1891−1951) в области промышленного освещения, А. А. Скочинского (1874−1960) о предупреждении пожаров и взрывов, а также Н. Н. Семенова (1896−1986) и Я. Б. Зельдовича (1914- 1987) о теории горения, взрыва и детонации.
В трудах академика Ю. И. Кундиева (р. 1927) рассматривались вопросы гигиены и физиологии труда в сельском хозяйстве, в частности токсикологии пестицидов.
Вопросы охраны труда нашли отражение в работах В. И. Ленина (1870−1924) «Развитие капитализма в России», «Закон о вознаграждениях рабочих, потерпевших от несчастных случаев» и др.
В 1917 г. был принят декрет «О восьмичасовом рабочем дне», а в мае 1918 г. — декрет «Об учреждении инспекции о труде» .
В 1918 г. был издан первый Российский Кодекс законов о труде (КЗоТ), объединивший правовые документы по охране труда тех лет. Впоследствии этот документ неоднократно дополнялся и корректировался. В 1970 г. были утверждены «Основы законодательства СССР и союзных республик о труде», на основе которых в РСФСР был разработан и вступил в силу с 01.04.1972 КЗоТ РСФСР.
В 1919 г. была создана Международная организация труда (МОТ), которая провозгласила своими главными целями борьбу за социальную справедливость, улучшение условий и безопасности труда. Сейчас в МОТ входят 185 государств-членов (в том числе и Россия), на территории которых проживает 98% населения Земли. Одним из основных направлений деятельности МОТ является разработка международных норм о труде, образующих Международный трудовой кодекс. МОТ разработано и принято 189 конвенций и 190 рекомендаций по различным вопросам регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений.
Конвенции являются обязательными для ратифицировавших их государств — членов МОТ. Россия подтвердила признание (ратифицировала) 55 конвенций МОТ. Среди них: конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947), конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981) и др.
В 1923 г. в Москве был открыт первый научно-исследовательский институт (НИИ) профессиональных болезней. Позднее НИИ гигиены труда и профзаболеваний были открыты в Ленинграде, Свердловске, Уфе, Горьком и других городах. С 1926 г. преподавание гигиены труда и профессиональных заболеваний было включено в учебные планы подготовки врачей. В 1928 г. был утвержден первый список профессиональных заболеваний, включивший 21 название. Позднее он неоднократно расширялся.
Усилиями многих институтов охраны труда, гигиены труда, созданных в стране после 1960;х гг., были решены многие практические вопросы безопасности и гигиены труда. Совершенствовалось законодательство, принимались новые нормативные документы по обеспечению рабочих, занятых на предприятиях с вредными условиями труда, молоком, лечебно-профилактическим питанием, спецодеждой; по установлению и выплате им по специальным спискам компенсаций (доплаты к тарифной ставке или окладу, сокращенный рабочий день и рабочая неделя, досрочное пенсионное обеспечение); по ограничению применения труда женщин, молодежи; оплате больничных листков по травме в 100%-ном размере заработка и др.
Позднее была введена обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволила осуществлять управление профессиональными рисками, безопасностью труда, уходить от списочной системы предоставления компенсаций и назначать их с учетом реальных условий труда (с 1 января 2014 г. она заменена на специальную оценку условий труда).
Свой вклад в развитие охраны труда внесли профсоюзы. Они принимали участие в разработке нормативных документов, через свои технические и правовые инспекции контролировали соблюдение норм охраны труда на рабочих местах, принимали участие в приемке вновь построенных производственных объектов. Росли объемы средств, выделяемых на охрану труда.
В начале 1990;х гг. в связи с реформированием производственных отношений, изменением форм собственности, внимание к вопросам охраны труда было несколько ослаблено. В результате сократились службы охраны труда на многих предприятиях, возрос травматизм. Но уже в 1993 г. Указом Президента РФ были введены в действие «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда», которыми были установлены принципиально новые подходы к управлению охраной труда, определены направления государственной политики по охране труда, обязанности руководителей предприятий по созданию безопасных условий труда и другие нормативные требования.
С 1994 г. начала осуществлять надзор и контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде и охране труда Федеральная инспекция труда, созданная взамен профсоюзной инспекции, существовавшей с 1933 г.
Был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который установил требования безопасности к проектированию, строительству, приемке, эксплуатации опасных производственных объектов.
В 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который установил принципиально новый порядок страхования и выплат возмещения вреда пострадавшим в связи с утратой трудоспособности. Эти обязанности были сняты с работодателей и переданы государству в лице Фонда социального страхования РФ.
В 1999 г. был принят Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (утратил силу), а с 01.02.2002 вступил в силу новый Трудовой кодекс РФ, в котором в связи с появлением в стране многоукладной экономики, различных форм собственности вопросы трудового законодательства, охраны труда, взаимоотношений работодателей и работников были изложены уже совершенно по-новому, так, как этого потребовали изменившиеся обстоятельства. С многочисленными изменениями и дополнениями этот кодекс действует и сегодня.
Важным этапом в сфере регулирования разработки и применения нормативных документов по безопасности труда стало принятие Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который ввел технические регламенты по вопросам безопасной эксплуатации машин, оборудования, зданий, сооружений, а также по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности; установил порядок разработки и применения национальных стандартов и стандартов организаций, порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и др.
Эти законы, несмотря на имевшиеся в них недостатки, составили правовую основу для создания системы управления охраной труда и в значительной степени активизировали работу в этом направлении как на федеральном уровне, так и в регионах, на предприятиях.
Значительный вклад в организацию работ по охране труда в стране, по формированию ее законодательной, нормативной базы проделал в свое время департамент условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруда России) под руководством Ю. Г. Сорокина, а также управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде под руководством И. А. Воробьева.
В связи с разработкой и реализацией многих программ по улучшению организации работ по охране труда, а также в связи с усилением ответственности за нарушение законодательства по охране труда производственный травматизм в стране снизился. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), если в 1990 г. в Российской Федерации было зафиксировано 432 тыс. несчастных случаев, то в 2012 г. — уже только 41 тыс. За эти же годы травматизм со смертельным исходом сократился более чем в 4,6 раза (с 8393 до 1820 чел.).
Однако эти цифры занижены. Росстат ведет учет травматизма не по всем отраслям экономики, кроме того, велико сокрытие травматизма на предприятиях, особенно малого бизнеса.
Статистика регистрирует некоторое снижение количества вновь выявляемых профессиональных заболеваний. Если в 1992 г. они были выявлены у 10 624 чел., то в 2012 г. — уже только у 6696 чел.
Но состояние условий труда (причина профзаболеваний) по-прежнему вызывает тревогу. Растет количество работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, растут и связанные с этим экономические потери. Так, по данным Росстата, в 2012 г. число таких работников составило более 1,1 млн чел. (33,4%), а затраты на выплату компенсаций за работу в этих условиях труда — 45,4 млрд руб. (около 0,1% от ВВП).
Надо заметить, что система аттестации рабочих мест по условиям труда, на основании которой и устанавливались эти неблагоприятные условия труда, несмотря на довольно частые ее корректировки, так и осталась несовершенной. В нее были введены некоторые факторы производственной среды и трудового процесса, которые или трудно было измерить, или на которые предельно допустимые уровни были завышены и установлены без достаточных на то оснований. По нашему мнению, это и приводило к необоснованному росту числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и росту компенсационных выплат. С 1 января 2014 г. данная система прекратила свое существование и в силу вступил Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .
Предстоит еще много работы по дальнейшему совершенствованию системы охраны труда на всех уровнях, изменению идеологии в этой области, переходу от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению, созданию работающей системы оценки качества каждого рабочего места, внедрению механизмов управления профессиональными рисками.
Серьезного переосмысления требуют многие нормативные документы по охране труда и пожарной безопасности. Необходимо повышать качество и публичность их предварительного обсуждения.
Чрезмерно велик перечень локальных документов, которые работодатели должны разрабатывать на предприятиях. Все эти документы (приказы, разнообразные списки, перечни, журналы, акты, протоколы, удостоверения и т. д.) обязывают иметь многочисленные, порой нецелесообразные, требования нормативных актов правительства, министерств, ведомств. Представляется, что давно уже назрела необходимость провести ревизию этих требований в сторону резкого (в разы) уменьшения их количества. Бумаготворчество в охране труда и пожарной безопасности достигло огромных размеров и становится тормозом в организации реальных работ по этим вопросам на предприятиях. На их разработку, согласование, утверждение уходит едва ли не большая часть рабочего времени служб охраны труда, а порой и руководителей структурных подразделений. Нельзя превращать охрану труда и пожарную безопасность в бумажную профанацию.
К сожалению, и надзорные органы при проверках предприятий в основном требуют наличия тех или иных бумаг, прописанных в нормативных документах. В их предписаниях все меньше требований технического плана — тех, которые в первую очередь и способствуют предотвращению травматизма. Это говорит о снижении квалификации государственных инспекторов и о снижении предъявляемых к их работе требований. Нередко их предписания просто некорректны. Например, на практике мы сталкивались с тем, что государственный инспектор пожарного надзора в своем предписании писал: «Прорубить прорубь в пруду (в сельском поселении) для забора воды (на случай пожара) в срок до 10 октября 2013 г.» или: «Не приняты меры по локализации пожара (не существовавшего!) и спасению имущества. Устранить нарушение в тот же срок» .
Необходимо совершенствовать страховые механизмы защиты от несчастных случаев, повышать финансовую заинтересованность работодателей в постоянном улучшении условий труда работников, усилить административную ответственность должностных лиц, резко увеличив штрафы за допущенные нарушения. И в этом направлении уже ведется определенная работа. С 1 января 2015 г. установлены повышенные тарифы отчислений в пенсионный и другие фонды при наличии в организациях рабочих мест с вредными условиями труда. Увеличены штрафы за допущенные нарушения: штраф в 5000 руб. мало кто воспринимал серьезно, возможно, ситуация изменится — с 1 января 2015 г. его размер будет повышен до 50 тыс. руб. на должностных лиц и до 200 тыс. — на юридических лиц.
Улучшение условий труда — важная социальная проблема, решение которой требует от руководителей и специалистов глубоких теоретических знаний и практических навыков в области охраны труда, в том числе и получаемых в вузах.